Екатерина Алексеева - архитектор, дизайнер интерьеров и член Союза художников. 10 лет назад, сидя в декретном отпуске, она начала интересоваться поделками из войлока. Тогда этот материал в качестве декоративного только набирал популярность.
- Мне войлок показала моя знакомая как раз 10-11 лет назад. Тогда он только начал появляться на рынке. Мы сначала вместе валяли всякие тапочки, но потом она ушла от этого. А меня, наоборот, затянуло. Я вообще люблю руками что-то делать, - рассказывает Екатерина. - Производство войлока достаточно трудоемкое, но в то же время почти безотходное. У меня отходов вообще нет. А то, что и может остаться, – помещается в кулак. Я эти остатки могу использовать в качестве набивки для игрушек.
Существуют разные способы изготовления войлока. Берется непряденая шерсть после стрижки овечки. Если овечка породистая, у ее шерсти красивый завиток. Тогда мы берем расчесанную шерсть и накладываем на нее завитки. Получается, что мы просто повторяем фактуру ее шерсти. Если у овечки шерсть не отличается чем-то особенным, она просто моется, чешется разными способами и раскатывается в ленту. Потом наматывается в мотки.
Как рассказала Екатерина, валяние шерсти бывает двух видов: сухое и мокрое. Сухое валяние делается иголочками, напоминающими букву L. Техника здесь похожа на создание объемной скульптуры, где вместо пластилина – податливая шерсть. Волокна при валянии постепенно спутываются, изделие уплотняется, приобретает нужную форму.

- Мокрое валяние - более трудоемкий процесс. Еще и войлок пахнет довольно неприятно при таком производстве. Мы берем шерсть, раскладываем в зависимости от того, что хотим сделать, с расчетом, что шерсть сваляется и усядет. Например, если мы делаем тапок для стопы размером 25 сантиметров, войлока нам нужно в 1,5 раза больше. Потом шерсть гладим, трем, катаем. При работе она приобретает нужную форму и уменьшается в размерах. Потом это все выполаскиваем и сушим. Готовое войлочное изделие не имеет неприятного запаха. Это достигается отчасти тем, что при валянии используется мыло. Неваляная шерсть содержит остатки соломы, овечий пот, прочую грязь. Мыло и вычищает шерсть, и помогает сваливаться, и убирает запах. Можно использовать любое: детское, хозяйственное, - продолжила мастерица.
Овечья шерсть в производстве войлока – незыблемая основа. В структуре овечьей шерсти есть чешуйки, которые сцепляются между собой. Уже к ней можно добавить верблюжью шерсть, которая сама по себе не валяется, собачью. Еще растительные волокна добавляют - конопля, шелк, крапива. Примеси позволяют улучшить качество изделия и создать необходимую структуру.
Екатерина мастерит из войлока обувь, верхнюю одежду, игрушки, украшения, аксессуары. Самые необычные изделия в ее коллекции – шляпы разных форм - получились совершенно случайно.

- Меня как-то попросили сделать банную шапку с рисунками улиток. Ее хотели подарить человеку, который коллекционирует аммонитов. У него целый музей. А я подумала, что ж я буду рисовать на банном колпаке, это же неинтересно. И появилась первая шапка-аммонит. После нее появилась коллекция «Ископаемые древности» - шапки с гребнями и в форме моллюсков. Они победили в конкурсе, и я стала мастером года по шапкам. Потом сделала еще одну коллекцию – «Парад планет», где ракушки как бы ассоциируются с космической спиралью, - продолжает рассказ Екатерина.
Одним из самых красивых изделий Екатерина считает палантин с виноградными гроздями.
- Я делала шелковый палантин, красила его, а потом отдельно пришивала виноградные кисти и грозди из войлока. Кое-где кисти выступают прямо из-под ткани. Его купила одна женщина и потом в течение двух лет мне писала, сколько восторженных взглядов ловит на себе.
Изделия Екатерины заказывают не только в России, но и за рубежом.
- Половину отправляю за границу, половину - по России. У нас часто что-нибудь теплое заказывают из Архангельской, Ленинградской областей. Недавно первый раз поступил заказ из Новой Зеландии. А так отправляю в Австралию, Штаты, Европу.
Сейчас цель Екатерины – полностью перейти на экологичное производство. Не использовать краски, отказаться от кожи, которой она иногда обшивает обувь.
- Хочется в моем направлении сделать самой себе узкие рамки и попробовать в них реализоваться, - сказала в завершение девушка.


