Ростовчанка Светлана Фоттина-Чумаченко создает уникальные куклы по старинным образцам 17-го и 18-го веков. Даже самые крошечные детали ее персонажей сделаны вручную, будь то шляпка или туфелька. Художница никогда не работает на заказ и во все произведения вкладывает душу. При этом ее кукол покупают не только в России, но и за границей.
Светлана заинтересовалась созданием кукол 12 лет назад, когда переехала в Ростов из Мурманска. Художница говорит, что таким образом хотела поднять себе настроение и отвлечься. Этому делу нигде не обучали, а в Интернете информации было мало, поэтому пришлось учиться и набивать шишки на собственном опыте.

– Конечно же, первые куклы не получались. Какое-то время выходило плохо, я даже несколько раз хотела бросить. У меня нет художественного образования, но, видимо, была какая-то жилка. Постепенно я овладела технологией, с каждым разом получалось все лучше и лучше, – вспоминает Светлана.
Она рассказывает, что не только мастерит кукол, но и собирает уникальные образцы со всего мира. Среди них есть и отечественная красавица. Ее произвели еще в начале 20-го века на фабрике Дунаева. После революции производство кукол закрыли, а на заводе стали выпускать кирпичи. Работала в России и фирма «Шраер и Фингергут», которая перешла к Польше после ее отделения. Сейчас произведенные там куклы – большая редкость, за ними охотятся многие коллекционеры.
Однако Светлану как мастера заинтересовали еще более ранние изделия. Например, однажды она сделала деревянную куклу «Королева Анна» по образцу тех, которые выпускали в конце 17-го - начале 18-го веков. Сейчас в работе - деревянный Вильям Хиггс, реплика английской куклы 1 760 года.

– Я изучаю информацию в Интернете и журналах того времени. В работе с деревом нужно быть очень осторожным. Если вырежешь что-то не так – ничего уже не изменишь. Одна ошибка может испортить изделие. Из фарфора можно что-то заново слепить. Но и тут есть свои нюансы, это капризный материал.
Для фарфоровой куклы сначала нужно слепить мастер-модель из пластика. С нее снимают глиняные формы, которые заливают фарфором. Затем изделие обжигают. Мастер никогда не знает, как материал поведет себя в печке: из двух совершенно одинаковых заготовок одна может получиться, а другая – лопнуть.
По словам Светланы, это всегда творческий процесс. Мастерица никогда не работает на заказ, она сама продумывает все свои работы. В деревянные реплики она всегда привносит что-то авторское, а идея для фарфоровых может прийти откуда угодно: из литературы, музыки и просто из жизненных ситуаций.
– Однажды я купила духи с очень необычным ароматом – груши и розы. Меня это впечатлило и вдохновило сделать новую куклу. Или как-то раз я долго не могла найти нужную ткань для наряда. Я долго искала, уже подумала, что у меня поедет крыша. Так у куклы появилась шляпка в виде маленьких домиков с крышами.

Работы Светланы заказывают не только в России, но и по всему миру: в Финляндии, Америке, Австралии. Пять лет назад она стала обучать своему мастерству всех желающих. Однако, по ее словам, это дело не для всех.
– Чтобы добиться такого успеха, нужно тратить много сил и средств – к этому готов далеко не каждый ученик. С помощью этого дела заработать сразу не получится. Чтобы человек купил куклу, она должна вызвать в нем какие-то чувства. В этом случае это уже произведение искусства, – считает Светлана.


