- Все началось около 15 часов 18 февраля, - рассказывает жительница Донецка Ирина Горбунова. – Я работаю в аптеке. И нам неожиданно объявили, что всем надо расходиться по домам, собирать вещи, документы и готовиться к чему-то очень важному… Не зная, что будет дальше, люди покидали свои рабочие места, забирали детей из садиков и школ. Об эвакуации стало известно вечером 18 февраля. В Донецке включили сирены, МЧС прислало уведомления, а в некоторых муниципалитетах местные главы лично обзванивали жителей. Собирать вещи было достаточно тяжело. Катастрофически не хватало времени. До эвакуации оставалось примерно полтора часа, а еще нужно было доехать до пункта сбора. Люди хватали сбережения, документы, забирали детей и мчались к обусловленным местам. Из-за суматохи образовались пробки. Особенно большие скопления были у банкоматов и на автозаправках.

На фото: очереди в банкоматы
Эвакуировали преимущественно женщин, детей и пожилых людей. Многие отправились в Ростовскую область на своих автомобилях. У кого машины не было, ехали на автобусах. По прибытии в донской регион основную часть беженцев разместили в Гуково, Донецке и Неклиновском районе.
- Мы с мужем, сестрой и внуком приехали в пансионат «Звезда» в селе Натальевка около 3 часов. Нас быстро заселили, провели медосмотр, тут же привезли провизию на школьных автобусах. Дали чай, бутерброды с колбасой, а утром - гречку с мясом, - поделилась Любовь Смирнова, прибывшая из поселка Тельманово. - Условия хорошие: здание отапливается, в каждой комнате есть холодильник, душевая, отдельные туалеты.
Каждой семье в пансионате выделили по комнате. Жители ДНР были довольны тем, как их приняли.
Однако у многих возникла проблема. Из-за спешки люди взяли с собой не все, что хотели. К счастью, у пункта размещения в трех минутах ходьбы находятся три магазина. Там можно приобрести не только продукты, но и хозтовары. Большинство прибывших закупаются средствами личной гигиены, сладостями для детей и тапочками. Последних к полудню уже не было в наличии - настолько востребованными они оказались.
- Я приехала с пятилетней дочкой. Когда завыли сирены, сразу начали собираться, но времени было очень мало. Я успела взять только несколько сменных вещей для ребенка и документы. Старшая дочь (19 лет) отказалась ехать. Там ее парень, которого не выпускают из-за возраста, она осталась с ним, - рассказала Людмила Королева. - Никто не говорит, сколько времени мы здесь пробудем. Но мы уже были в подобной ситуации в 2014 году. Поэтому, думаю, мы здесь надолго.
По приезде в Ростовскую область людей начали регистрировать, а прибывших несовершеннолетних внесли в списки. Их начнут распределять по детским садам и школам. К слову, в ДНР уже объявили о приостановлении работы образовательных учреждений.
Светлана из города Макеевка рассказала о своем прибытии в донской регион. Женщина провела за рулем почти 13 часов. Она ехала с детьми и соседкой, ее мужем, мамой и ребенком. Когда они добрались до пунктов временного размещения, их ждал неприятный сюрприз – все места в пансионате были уже заняты. Из одного пункта их отправляли в другой, оттуда - в третий, а там - снова в первый. Подобных случаев немало.
Местные жители остались неравнодушными и предлагали свою помощь с жильем. Кто-то заселял людей бесплатно, кто-то просил совсем немного.

На фото: людей перевозят из «Котлостроителя».
На базе детского оздоровительного центра «Котлостроитель» в хуторе Красный Десант беженцев разместили в ночь на 19 февраля. А днем некоторым из них пришлось «переехать». Никто не мог объяснить, куда и зачем. Люди с домашними питомцами, скромным багажом и детьми на руках ожидали автобусы неизвестного направления перед воротами центра.
Одной из самых распространенных проблем у новоприбывших стало отсутствие связи с близкими и друзьями, оставшимися на родине. В хуторах и селах Неклиновского района негде пополнить счет сим-карт. Многие из прибывших не могут позвонить членам семьи, оставшимся на родине. А таких оказалось немало. В основном это мужчины и пожилые люди. Первые были мобилизованы, а вторые просто не хотят покидать свои дома с хозяйством и прочими бытовыми вещами.
- Очень страшно за близких. Там у меня остались отец и муж, а я с детьми уехала, - со слезами говорит Марина из Новоазовска. - Я не могу с ними даже связаться, узнать, как у них дела.
Жители поселений, где организовали ВПР, узнали об этом практически последними. Утром они увидели толпы в местных магазинах.

На фото: очереди в магазинах, рядом с которыми развернули ВПР.
Сами беженцы рассчитывают на благоприятный исход и надеются, что это временные меры. А матери и жены с нетерпением ждут встречи со своими мужьями и сыновьями.