Оганьян подобострастно благодарит губернатора Голубева, а за его спиной пишет наветы
Второй этап общественных слушаний по проекту строительства экокомплекса ООО «Донэкопром» недалеко от станицы Кировской Кагальницкого района Ростовской области назначен на 3 сентября. Три месяца межведомственная рабочая группа, созданная по инициативе губернатора Василия Голубева, слушала претензии инициативной группы, выступающей против строительства, проводила экспертизы и вносила изменения в проект. Власти сдержали слово: каждое замечание, каждый аргумент противников стройки исследовался самым тщательным образом. Но инициаторы протеста, похоже, на настроены слушать и обсуждать. И когда выяснилось, что все их утверждения оказались неточными или ложными, они решили объявить своими врагами и областные власти. Теперь в станице идет сбор подписей под обращением к президенту Владимиру Путину. Несколько человек, манипулируя общественным мнением, убеждают сельчан подписать письмо, в котором они жалуются на безразличие региональных властей…
Классический трактат «Искусство войны» утверждает, что любая война - обман. Здесь действуют, руководствуясь выгодой, а изменений добиваются путем разделений и соединений. Хронология «мусорного» противостояния в Кировской разыгрывается по всем канонам «Искусства войны»:
Предварительные расчеты
На этапе подготовки первых общественных слушаний эффект разорвавшейся бомбы произвело сообщение инициативной группы о том, что предприятие якобы будет заниматься приемом и захоронением опасных отходов 1-го и 2-го классов вместо заявленных в документации строительных и промышленных отходов 4-го и 5-го классов.
Можно представить, что тут началось. Новость мобилизовала тысячи сельчан. Очевидно, что в классификацию деления отходов на классы погружаться никто не стал, зато простые слова - «угроза здоровью детей», «экологическая катастрофа» и «токсичные отходы» - из уст тех, кто живет по соседству, были понятны, как звон набата, и приняты за истину.
«Я и моя семья - против строительства мусороперерабатывающего завода! Мы хотим дышать чистым воздухом! Мы вместе будем бороться против строительства предприятия рядом с нашими домами. Мы хотим, чтобы наши четверо детей и восемь внуков дышали чистым воздухом и были здоровы!» - когда на кону такие аргументы, обращение к логике, здравому смыслу, закону, неизбежно проигрывает.
По какой схеме чаще всего развивается общественно значимый конфликт? Власть (карикатурный, отрицательный и коррумпированный игрок) оказывает противодействие. Мотивация к борьбе у «положительных персонажей» только возрастает. Попытки убедить людей данными исследований, мнением экспертов, следованием букве закона и просто общественной и государственной необходимостью вызывают только злость и отторжение. Любые здравые доводы перебиваются криком. Аргументы, противоречащие скандируемым, подвергаются обструкции. В таких условиях попытки найти компромисс, решить проблему с помощью общественного контроля, совместных социальных проектов обречены, потому что те, кто манипулирует общественным мнением, не заинтересованы в этом.
Почему? Да потому что «война», которую они затеяли, стала источником их славы и власти. Еще полгода назад эти люди были всего лишь «одними из…». Их и в лицо-то не все знали. А сегодня они «полководцы» войны, сегодня они могут одним словом направить на амбразуры тысячи. Признать правоту оппонентов, выйти к своим односельчанам и сказать: «Мы были не правы. Решение найдено, нужно согласие» - для них - смертный приговор.
Похоже, что тем, кому истово и от души верят односельчане, хорошо знакома эта закономерность, равно как сила и «стоимость» сколоченного на ней авторитета.
Стратегическое нападение
Сначала организованное и управляемое недовольство обрушилось на главу Кагальницкого района Игоря Грибова. Стоило ему попытаться призвать людей к здравому смыслу, к поиску компромисса, как письмо, подкрепленное 3 500 подписей жителей станицы Кировской, отправилось губернатору Василию Голубеву. К первому лицу региона обратились с политесом и подобострастием (с главой района церемониться не стали), просили защиты от произвола местных властей. Речь шла все о том же 1-м классе отходов, здоровье детей, чистоте воды и опасности заражения «ядовитыми газами».
Василий Голубев к письму отнесся самым серьезным образом. После личного разговора с лидером инициативной группы Александром Оганьяном губернатор инициировал создание рабочей группы. Цель - проверить изложенные факты, найти решение проблемы.
Но когда через два месяца исследований выяснилось, что на месте будущего предприятия по переработке промышленных отходов нет скотомогильников и родников, что не предполагается горения и гниения, а значит, токсичные газы не будут выделяться, что проект соответствует требованиям закона, а все замечания и претензии жителей уже учтены, тактика инициаторов протеста изменилась. Заявление же инвестора будущего экокомплекса о том, что на очередных слушаниях проект будет представлен с учетом замечаний, озвученных жителями, окончательно испортило атмосферу.
«Ложь, искажение фактов и подтасовки», - резюмировали члены инициативной группы. Предложение сделать объездные пути для тяжелого грузового транспорта сельчан тоже не убедили. Попытки договориться предсказуемо провалились. История пошла на третий круг.

Из программы экономического развития Кагальницкого района - автор А. Оганьян
«Мы живем в Кировской! Здесь живут наши дети и родители. Мы хотим, чтобы и внуки тут жили, и не хотим, чтобы здесь разместили полигон и перерабатывающее мусор производство», - с таким результатом завершились труды рабочей группы. Убедившись в том, что тяжелая артиллерия под названием «общественное мнение» дает возможность диктовать условия, инициативная группа перешла в наступление теперь уже против областных властей. На этот раз готовится обращения к президенту РФ.
Ведение войны
В июне 2018 года, когда в стране обострилась проблема утилизации мусора, Владимир Путин сказал:
«Страна производит в год где-то 70 миллионов тонн отходов — огромная цифра. Эта проблема нарастает, мы, безусловно, должны её решать. До 2024 года мы должны построить 200 заводов по утилизации отходов. При этом речь, безусловно, идёт не о каких-то «керосинках», которые только ухудшают экологическую обстановку при сжигании отходов. Речь идёт о предприятиях с новейшими технологиями».
Проект «Донэкопрома», который показывали жителям Кировской, рассчитан как раз на использование этого оборудования: установки по обезвреживанию нефтешламов и гальваношламов – смесей воды, нефтепродуктов, песка и сточных вод, участок сортировки, переработка пластика, масел, металлосодержащих и строительных отходов.

Как раз всем этим завалены окрестности любого более или менее приличного населенного пункта в России. Кировская – не исключение. Еще в апреле этого года все окрестности станицы были замусорены десятками тонн пластика, бытового мусора, стекла, старой бытовой техникой и пр. Горы подобного мусора были вывезены силами компании-инвестора. И что же? Да ничего. Ровно через месяц на тех же местах стали появляться новые мусорные очаги. Как думаете, сколько листовок выпустили инициаторы протеста, чтобы призвать односельчан к порядку, чтобы объяснить, что на этой земле жить им, их детям и внукам? Сколько «зеленых патрулей» они организовали, чтобы не дать выбрасывать мусор где попало и убрать имеющиеся свалки? Ответ – нисколько! Зато сил на описание ужасов от будущего предприятия, на сбор подписей под откровенной ложью, которую они собираются отправить на имя президента, они не жалеют.
Форма
Мнение жителей («гласом» которых является лидер инициативной группы Александр Оганьян) трудно игнорировать, настолько широко оно растиражировано. А главное, тщательно срежиссировано и отредактировано, в зависимости от того, в какую сторону транслируется.
В интервью «лояльным» СМИ Оганьян благодарит губернатора Голубева и правительство за «усилия, предпринятые для разрешения ситуации».
В разговоре с оппозиционным интернет-каналом описывает беспредел, продажность и бездушие местной власти. В письме к президенту он и его сторонники обвиняют областные власти в бездействии.
Все средства хороши…
Каждый раз, когда проблема близка к разрешению, Оганьян и компания переводят ее на новый уровень, вовлекая новых «игроков». Теперь уже из политики районного масштаба они перешли в игру областного, а то и федерального уровней. Расчет прост: через год выборы губернатора, в Кремле решают, кому быть главой региона. Василий Голубев – кандидат номер один. А мы вот сейчас пожалуемся президенту, станем «занозой в заднице». Если губернатор не хочет неприятностей, пусть убирает от нас предприятие!
Спросите, а как же результаты исследований, которые не подтвердили ни один аргумент противников? Как же мнения экспертов? Как же закон? Да наплевать им на закон! Они попробовали вкус власти, распробовали магическую силу лжи и манипуляции массами. Помните, как говорил В. И. Ленин: «Идеи лишь тогда становятся силой, когда овладевают массами». И по фигу им, ложная эта идея или нет. Она пошла в массы и стала силой. Надо теперь пользоваться этим. Ну в самом деле, не выходить же к народу со словами: «Дорогие станичники! Мы вам все это время врали. Предприятие не будет перерабатывать отходы 1-го и 2-го классов. На его месте нет и не было скотомогильников с опасными заболеваниями. Подземные воды здесь пролегают очень глубоко, а родников не было и в помине. Роза ветров дует не в нашу сторону. Да и предприятие не будет ничего сжигать и выделять опасные для нас газы…»
Диалог, где «обоснованное мнение жителей станицы» противопоставляется букве проектной документации и требованиям закона, обречен развиваться по сценарию строительства Вавилонской башни. Вплоть до трубного Гласа свыше.
Полнота и пустота
Вместо послесловия. Вспомним известную Волгодонскую – Ростовскую АЭС. Это единственная в современной России станция, которая запустила три энергоблока за семь лет, последний – в 2018 году.
27 лет назад против строительства выступили практически все слои населения. В состав единой экспертной комиссии вошли более двадцати докторов наук и более пятнадцати кандидатов, не считая инженеров и представителей общественных движений. Казаки грозили акциями неповиновения и перекрытием транспортных магистралей области (ничего не напоминает?). С 1992 года, после приостановки строительства станции и падения производства, бюджет города оказался дефицитным, а город — дотационным. В Волгодонске начались перебои с зарплатами, за ними - митинги и забастовки.
Весной 1998 года депутаты городской думы обратились к правительству России с предложением продолжить строительство АЭС. Несмотря на многочисленные протесты, тогдашний губернатор Ростовской области Владимир Чуб распорядился создать комиссию, которая должна была дать заключение о дальнейшей судьбе атомной станции. 10 мая 2000 года Госатомнадзор выдал лицензию на продолжение сооружения первого энергоблока, а в январе 2001 года - уже на его эксплуатацию.
30 марта 2001 года на атомной станции был включён турбогенератор, и АЭС дала первый ток…