Пешком из Европы: студент-ростовчанин пересек границу ЕЭС и России в самый разгар пандемии

У молодого человека, обучавшегося в Литве, истекал срок визы, и ему не оставалось ничего, кроме как перебраться на родину своим ходом.
Пешком из Европы: студент-ростовчанин пересек границу ЕЭС и России в самый разгар пандемии
Несколько дней назад ростовчанин Арсений Титов успешно защитил магистрский диплом исторического факультета МГУ. Этому важному событию предшествовала «увлекательная» авантюра – пеший переход границы европейского сообщества и России в Калининградской области…

Учеба в Литве
- В магистратуре исторического факультета МГУ я изучал историю Литвы и литовский язык, - рассказывает Арсений. – Когда представилась возможность поехать на несколько месяцев в Вильнюсский университет, я сразу же воспользовался ею. 2 февраля уже был в столице Литвы. Поселили меня в студенческом кампусе. Учеба была рассчитана на четыре месяца. Моя виза истекала 29 мая. В этот же день я должен был улететь в Москву, где на 2 июня была назначена защита диплома. Университет купил мне билеты в оба конца. В общем, все было распланировано если не поминутно, то по часам точно! Но, видимо, не зря говорят: хочешь рассмешить бога, поделись с ним своими планами.

Разговоры о новой малоизученной и опасной вирусной инфекции в Китае начались еще в январе. Мы уже привыкли к такого рода шумихе. Все помнят атипичную пневмонию, птичий, свиной грипп… Эти напасти как-то проходили мимо нас. Поэтому, отправляясь в Литву, я даже не предполагал, что скоро весь мир окажется в осадном положении.

Через пару недель после моего приезда стало ясно, что на этот раз все намного серьезнее. В Италии вирус стал косить людей тысячами. А европейские государства заговорили о закрытии границ и полном карантине. Я стал задумываться о том, чтобы вернуться досрочно. Посоветовался с друзьями, семьей. Все убеждали меня остаться до конца учебной программы.

Карантин

Карантин в Литве объявили 13 марта. С этого дня мы практически не выходили из кампуса. Учились дистанционно. Литовцы – очень дисциплинированные люди. Как только в стране объявили ограничительные меры, все стали соблюдать их неукоснительно. Может, поэтому пандемия практически не коснулась этой маленькой балтийской страны. За три месяца было выявлено около 300 заразившихся. Все страны закрыли авиасообщение. Улететь в Москву я уже не мог.

Литва – часть европейского сообщества. Получалось, что если я не уеду до 29 мая, то окажусь на территории ЕЭС на нелегальном положении. Миграционные власти страны уверяли, что всех, кто оказался в таком положении, выпустят потом из страны без проблем. Но рисковать я не мог. Тем более, что на 2 июня у меня была назначена защита диплома. Я обратился в российское посольство, где мне объяснили, что в Россию можно перебраться только пешком на двух пропускных пунктах в Калининградской области.

Маленькая деталь. Незадолго до отъезда у меня вышли из строя оба мобильных телефона. Новый покупать не стал. Решил, что дотяну до дома, тем более что во всех общественных местах есть вай-фай. И с родными я прекрасно поддерживал связь и без телефона.

Возвращение
Недолго думая, я собрался в дорогу. Накануне купил билет на автобус до приграничного города Кибартай и недорогой чемодан, куда сложил книги. Вещи поместились в большую спортивную сумку. Компьютер и всякую мелочь я положил в рюкзак. Плюс два пакета с сувенирами.
Потом, уже в калининградском аэропорту, я узнал, что мой чемодан весил почти 30 килограммов, а всего вещей у меня было почти на 50 килограммов. Но тогда меня это не очень волновало.

В 7.00 29 мая я вышел из общежития кампуса Вильнюсского университета. Провожали меня литовский друг Лукас и нигерийский сосед Изыкиль.

Надо сказать, что первый «знак сверху» я получил уже на выходе. У чемодана оторвалась ручка…
На вильнюсском автовокзале я сел в огромный комфортабельный автобус, который довез нас до Кибартая (это в 200 км от столицы Литвы) за четыре часа. В небольшом приграничном городке мало кто говорил по-английски или по-русски. К счастью, я хорошо владею литовским. Спросил у прохожих, как дойти до границы. Мне любезно показали дорогу. Я шел, грохоча своим сломанным чемоданом так, что многие выглядывали из окон. Наверное, думали, что русские танки в городе.

Во время перехода через железнодорожные пути произошел любопытный эпизод. Я уже был на путях, когда загорелся красный свет светофора. Я тут же повернул назад. На путях появился маневровый тепловоз. Машинист, увидев меня, остановился и показала рукой, чтобы я проходил. Но я не стал этого делать, тем более что я стоял на проезжей части, и за мной уже была небольшая вереница машин.

Граница
Минут через 20 пешего хода я уже был на границе. За все время карантина я был первым, кто рискнул пересечь границу. Вежливый пограничник спросил у меня, что я делал в Литве. Я показал карту студента. Потом он поинтересовался, почему я не остался до конца карантина, ведь санкций за это не будет. Я объяснил, что у меня защита диплома, да и проблем в будущем не хочу. Через пять минут все формальности были пройдены. Я продолжил свой путь и через пару минут был уже у российского шлагбаума, где меня встречала дородная блондинка в форме.

Сказать, что она была удивлена – значит не сказать ничего. Для нее я был почти неземным существом. Понять, как молодой человек, навьюченный тяжелой поклажей, в самый разгар пандемии, при полной изоляции оказался на границе, она явно не могла. И, конечно же, ее первый вопрос был: «Что вы тут делаете?».

Я ей почти в стихах объяснил, что учился в Вильнюсе, еду на родину и могу пересечь границу только пешком. Девушка вызвала начальника, который и сопровождал меня все время. Со мной все были очень вежливыми. Офицер объяснил, что сначала надо пройти санитарный контроль, потом пограничный, потом таможенный.

Санитарный контроль был недолгим. Осмотрели, задали пару вопросов про самочувствие, измерили температуру. Их немного смутило, что я был в пальто. Ведь на улице 22 градуса тепла. Я не стал объяснять, что в сумках просто не хватило места и пришлось надевать на себя пальто. Сказал, что прекрасно чувствую себя в пальто, хотя на самом деле успел запреть в нем.

Пограничный контроль длился чуть дольше. Здесь девушку-пограничника явно смутил мой внешний вид. В паспорте была фотография аккуратно постриженного, побритого парня, а перед ней предстал заросший и бородатый хиппи. Она долго сверяла фото на заграничном паспорте с «реальностью» и спросила: «А еще документ у Вас есть?». Я достал обычный российский паспорт, а там – то же самое. Девушку это насторожило еще больше, и она вызвала коллегу. Меня попросили показать еще документы. Российский студенческий не прояснил ситуацию. Спас меня международный студенческий билет (ISIC). На нем я был запечатлен уже с бородой. Пятиминутный «консилиум» постановил, что я и человек в паспорте – одно и то же лицо. А главный аргумент звучал так: «Глаза у вас везде одинаковые».

Впереди было еще одно испытание – таможенный осмотр. Скучающие таможенники решили осмотреть мой полуразбитый чемодан и испытали настоящий шок! Там были одни книги. Да еще и на литовском языке! Действительно, ну зачем русскому человеку столько книг на литовском языке? Мне долго пришлось объяснять, для чего в моем чемодане столько книг на непонятном им языке. К счастью, аргументы дошли. Через 15 минут я пересек границу и оказался в России, в небольшом поселке Чернышевское Калининградской области. Не узнать родину было трудно, хотя, пейзажи тут сильно отличались от традиционных российских. С одной стороны, красивые дома немецкой архитектуры прошлого века, с другой - разбитые улицы и безмятежно гуляющая по ним домашняя живность…

В аэропорт
На первой же яме мой чемодан «умер» окончательно - отвалилось колесо. Незадолго до этого оторвалась одна из лямок моего рюкзака. Вид парня в пальто и с разбитым багажом был более чем странным. Но это мне и помогло. Через несколько минут рядом остановились старенькие «Жигули». Из них вышел мужчина средних лет, который поинтересовался, куда я еду? Я объяснил, что приехал из Вильнюса и собираюсь в калининградский аэропорт Храброво. Мужчина тут же предложил подвезти меня. За услугу попросил 3 500 рублей.

В моем положении это было хорошее предложение, и я согласился не раздумывая. Водителя звали Олег Алиевич. Оказалось, что он работает пожарным и таксует в свободное время. Перед дальней дорогой мы поехали в гараж, где нас ждал комфортабельный «Фольксваген», затем он завез меня в продовольственный магазин, где я купил немного еды.

200 километров до Храброво заняли примерно три часа. Маленький аэропорт был почти пустым. Внимание привлекла группа мужчин (человек 15-20). Они были уже подшофе и громко ругали на чем свет стоит авиакомпанию, которая не могла отправить рейс в Москву. Оказалось, что это моряки, направляются в Крым, чтобы сменить экипаж судна. Они уже второй день не могут вылететь, потому что их рейс постоянно отменяют без объяснения причин. После каждого объявления трехэтажный мат стоял на весь аэропорт.

Я, между тем, узнал, что на следующий день из Калининграда есть рейс в Ростов-на-Дону. Это была лучшая новость за сутки. Я купил билет (он стоил 8 500 рублей) и решил, что ночь в аэропорту станет сущей мелочью…

Но не тут-то было. Ровно в 21.00 всех, кто был в аэропорту, выгнали на улицу. Оказывается, воздушная гавань закрывалась на ночь. Я такого не видел никогда – чтобы из аэропорта выгоняли пассажиров на ночь! Разгоряченные моряки вообще орали в три горла, проклиная тех, кто принял такое решение. Надо было искать ночлег. Я подошел к таксисту и попросил его отвезти меня в самую дешевую гостиницу.

В очередной раз мне повезло. Водитель оказался открытым и хорошим человеком. Он нашел мне гостиницу за 850 рублей и предложил отвезти меня в аэропорт на следующий день. Впервые за сутки я оказался в нормальных условиях, когда смог принять душ и лечь в скромную, но чистую постель. Я написал родным, что все хорошо, и лег спать.

Таксист Руслан не подвел. Утром он был у гостиницы как штык и с комфортом довез до аэропорта, где меня ждало последнее испытание – регистрация, посадка и перелет. Тут тоже не обошлось без нюансов, но это уже были сущие мелочи. Мой багаж весил почти 50 килограммов – намного больше разрешенного для бесплатного провоза. Пришлось доплатить за него примерно 3 000 рублей. Наш рейс вылетел в Ростов без задержек.

Вечером того же дня я уже был дома и пил чай с мамой. Заодно отписался всем друзьям, что доехал нормально. Через два дня я успешно защитил свой диплом и получил оценку «отлично»!
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Главная
Сетевое издание - новостной портал donday.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
ЭЛ № ФС77 - 76489 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02.09.2019 г.
Учредитель: Мартиросян Л.В.
И.О. главного редактора: Головина Н.Ю.
Эл.почта редакции: glavred@donday.ru
Телефон редакции: 8(863)236-46-00, +7(950)852-20-20
  • Яндекс.Метрика
  • 18+