С 1 декабря 2025 года повысился утилизационный сбор. Сколько будет стоит привезти машину из-за рубежа и какие марки авто больше не будут ввозить в Россию, разбираемся в нашем материале.
Что произошло
С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу обновлённые правила расчёта утилизационного сбора (утильсбора) на импортные автомобили. Реформа привела к резкому росту стоимости ввоза иномарок для личного пользования — от нескольких тысяч до миллионов рублей. Введение повышенного утильсбора вызвало широкую дискуссию: проект постановления получил 132,3 тысячи дизлайков на портале госуслуг (при 695 лайках). Из‑за общественного резонанса вступление в силу отложили с 1 ноября на 1 декабря, но суть изменений не поменяли.
Главные изменения
Самое маленькое подорожание идет на машины с мотором до 2 литров, мощностью до 250 лошадиных сил и в возрасте до трех лет.
-
Отмена льгот для мощных авто. Больше нет сниженных ставок для машин с двигателями мощнее 160 лошадиных сил. Раньше за новый автомобиль (до 3 лет) платили 3 400 руб., старше 3 лет — 5 200 руб. Теперь расчёт идёт по коммерческим тарифам.
-
Новый механизм расчёта. Базовая ставка — 20 000 руб., умножается на коэффициент, зависящий от объёма и мощности двигателя.
-
Особые правила для «зелёных» авто. Для электрокаров и последовательных гибридов учитывают пиковую мощность электромотора (30‑минутную отдачу или сумму мощностей).
-
Таможенная пошлина сохраняется. Её рассчитывают отдельно — по объёму двигателя и возрасту машины.
Что будет дальше
С 1 января 2026 года ожидается второе повышение утильсбора. По оценкам экспертов, бюджет может недополучить до 300 миллиардов рублей в год.
Цели реформы
Власти заявляют, что цель — сделать локальное производство автомобилей выгоднее импорта. Речь не идёт о полном закрытии рынка для иномарок.
Реакция рынка
-
Ажиотажный спрос. В октябре 2025 года 12% рынка составили неофициально ввезённые авто (19 700 машин — рекорд с апреля 2022 года).
-
Рост продаж новых авто. В октябре продано 171 200 машин — максимум за 3,5 года.
-
Повышение цен. За три месяца стоимость автомобилей выросла на 20 % из‑за отмены скидок.
Какие авто пострадают больше всего
Резко вырастет стоимость ввоза популярных моделей:
-
Hyundai Santa Fe, Palisade, Tucson (мощные версии);
-
Kia Sportage, Sorento, Carnival;
-
Geely Monjaro;
-
BMW 5 Series, X3, X5;
-
Toyota RAV4, Highlander;
-
Subaru Levorg.
Например, за новую Toyota RAV4 (мотор 2.0) с 2026 года придётся доплатить 900 тысяч рублей, а за BMW X5 — 2 600 000 рублей.
Какие авто останутся доступными
По льготным ставкам можно ввозить машины с мощностью до 160 лошадиных сил. Вот некоторые иномарки, которые останутся доступными для покупки без заоблачного утильсбора:
-
Mazda CX‑30, CX‑50 (150 л. с.);
-
Honda Vezel;
-
Hyundai Elantra;
-
Nissan Qashqai;
-
BMW 3 Series, Audi Q3 (базовые версии);
-
Suzuki Baleno;
-
Toyota Belta;
-
Mitsubishi Outlander.
