Фото: Мария Прохорова
Ростовчанка Мария Прохорова всегда была творческим человеком. По профессии она графический дизайнер. Однажды на музыкальном фестивале проходил мастер-класс, на котором она впервые попробовала “полепить”. Эта деятельность ее захватила. Домой она вернулась уже с полным осознанием, что будет заниматься керамикой и с мыслью купить необходимое оборудование: печку, гончарный круг, глину.

По словам девушки, она проходила мастер-классы, чтобы познакомиться с гончарным кругом. Но в основном училась сама на методе проб и ошибок. Мастерица утверждает, что во многом ей помогло ее художественное образование.
Мастерица из Ростова создает керамическую посуду на тему сказок
Какое-то время Мария совмещала работу дизайнера и керамиста. Однако создавать изделия дома сложно из-за вреда от оборудования, грязи от работы с порошками и жидкой глиной.

Девушка решила арендовать помещение. Так появилась ее первая мастерская. По сарафанному радио к ней начали приходить друзья, знакомые и просто люди, которые узнавали об этом месте. Постепенно мастерица начала вести небольшие мастер-классы, которые помогали отбивать аренду. Вскоре стало понятно, что она уже не хочет заниматься дизайном, а параллельно наметилась работа в своей мастерской. Для того, чтобы перейти в другую профессию, Марии понадобился год.

- Вначале это было больше не про свою керамику, а про мастер-классы. Чем больше я узнавала и училась сама, тем они становились сложнее, дольше интереснее и дороже, - рассказывает девушка.

Через время она сняла мастерскую побольше. Там появились наемные рабочие, которые мастер-классы вели сначала вместе с ней , а затем и вместо нее. Работало человек шесть, и это уже была керамическая школа-студия. В таком формате мастерская проработала до ковида.

Обстоятельства подтолкнули Марию перейти к изготовлению собственной керамики. По словам мастерицы, она этого всегда хотела, но боялась. Однако неожиданно собственная керамика стала хорошо продаваться. Уже около трех лет она этим и занимается.

Мария занимается в основном функциональной утилитарной керамикой - это посуда, чаще всего кружки.

Ей нравится совмещать работу за гончарным кругом с иллюстрацией. Мария рассказывает, что, когда она работала дизайнером, ей больше всего нравилась иллюстрация. И сейчас в работе с керамикой это получается совмещать. Периодически мастерица делает и художественные работы на выставки - не функциональные.

Мария говорит, что ее вдохновляют сказки фольклор, а также природа. Мария часто ходит в поход.

- Как и большинство художников меня вдохновляет природа и окружающий мир. И, так сказать, не керамические области искусства, например, живопись старых мастеров, - призналась Мария.

Однако девушка рисует на изделиях не просто мотивы русских сказок. Ей нравится придумывать свои миры. Какие-то небольшие истории, которые нигде не озвучивает, но создает их для себя.

Мастерице нравится создавать мистическую, а порой даже мрачноватую атмосферу в иллюстрациях и оставлять какую-то недосказанность. Основными персонажами являются животные, а порой лесные духи.

Процесс создания даже одной кружки ресурсоемкий и долгий по времени.

- Сначала готовится глина и начинается работа за гончарным кругом. Я делаю форму изделия, например, чашки. После она должно постоять и подсохнуть. Ее протачивают, чтобы довести до необходимой формы. Затем приклеивают ручку и какие-то детали, если это необходимо. Изделие снова должно постоять - подсохнуть. После его нужно обжечь. У меня есть специальная печь - муфельная, - рассказала Мария.

Дома обжечь керамику невозможно, потому что домашняя духовка выдает примерно 250 градусов. Специальная должна нагревается до 1200.

Первый обжиг совершается на 1000 градусов и длится примерно 10 часов. После этого печь примерно столько же остывает, разгружается. Мария вытаскивает чашки и приступает к росписи. Сначала рисунок намечается
карандашом. Чаще всего у мастерицы уже есть эскизы, которые она планирует нанести на изделие. Затем она приступает к
росписи, которая называется подглазурная. Ее делают специальными красками, которые похожи на гуашь по способу нанесения. Рисунок обычно многослойный и делается несколько часов

- Быстро не получается у меня там много деталей, много подслойного нанесения, - говорит девушка.

После этого изделие снова отправляется в печь, его обжигают на 1000 градусов 10 часов. Снова остывает - разгружается. Изделие покрывается прозрачной глазурью. Возможно, где-то добавляются цветы, эффекты. Потом это изделие отправляется на самый высокотемпературный обжиг - на 1200 градусов. На обжиг уходят сутки. Все снова разгружается. И последняя часть - роспись золотом. Мелкие золотые детали - наносятся специальной краской, которая содержит 10 -12 процентов золота. Все подсыхает и снова в печь примерно на 700 градусов (низкий обжиг). Все длится около суток. И опять разгружается. На изготовление изделия уходит примерно дней 8 - 10. примерно.

Обычно все еще раз проверяется на наличие брака. Изделие поливается кипятком, у него шлифуется донышко, чтобы все было идеально. Если все хорошо, тесты пройдены - готовый предмет уже можно показывать покупателям или отправлять на выставки.

Подбор материалов это тоже сложная работа для керамиста. Найти подходящие к друг другу глины, глазури и краски - сложно. Они могут между собой плохо сочетаться, появляется не тот эффект, на который рассчитывал мастер или же вовсе давать брак.

Мария в основном использует фарфор - вид белой глины на высокую температуру (1250 градусов) и разные глазури.

Она практически не делает работ под заказ, ей нравится придумывать свои сюжеты и находить людей, которым они придутся по душе.

Одной из самых запоминающихся работ для нее является большой электрический фонарь в виде сказочного домика. Он уехал жить в Великобританию. Также недавно она делала большого дикого медведя - скульптуру. Это был фонарь под свечу с открывающимися дверцами.

Мастерица говорит, что ей нравятся собственные более ранние работы, потому что вначале это был поиск и были возможны более дерзкие ходы. Сейчас она делает изделия в похожем стиле. Девушка признается, что ей приходится останавливать себя, чтобы не делать все по накатанной.

О ее изделиях узнают по сарафанному радио, через соцсети, также помогает выезд на маркеты. В среднем одна кружка стоит 6500 тысяч. Большие изделия делаются не так часто и могут исчисляться десятками тысяч.

Мария говорит, что в создании керамики ей нравится, что это что-то тактильное.

- Я работала веб-дизайнером, они делают что-то максимально нематериальное, то есть что-то что вообще нельзя потрогать. И мне очень что-то настоящее тактильное. Я искала форму работу с глиной в сочетании с иллюстрацией. Наверное это в первую очередь увлекло в керамике, - рассказывает девушка.

В керамике каким бы ты не был профессионалом и как бы долго ей ни занимался, все равно остается много вещей, которые ты не можешь контролировать. например, обжиг. Краски могут выгорать по своему, даже появляться подтеки. Часто это все портит, но и часто приносит такие сочетания, которые сам бы не придумал.

- Мне нравится делать утилитарные вещи, нравится, что ими пользуются люди и они украшают жизнь. Приятно прийти в дом, где много твоей керамики. Все это меня греет в этом деле, - подытожила мастерица.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
DonDay - новости Ростова-на-Дону » Персона » Мастерица из Ростова создает керамическую посуду на тему сказок