Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры

Невидимые зрителю сотрудники придумывают для постановки любые образы: от исторического персонажа до зайки и ветерка.

Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры

Постановки Ростовского музыкального театра всегда ассоциируются с именами известных режиссеров и актеров. Однако атмосферу на сцене создают не только они. Как будут выглядеть персонажи, придумывают в гримерно-постижерном цехе. Как универсальные сотрудники цеха меняют людей до неузнаваемости, а заодно работают психологами?

Ирина Панфилова начала работать в музыкальном театре практически с самого его основания – в 1999 году. В то время она владела только парикмахерским искусством. Уже работая в гримерно-постижерном цеху, женщина освоила другие премудрости профессии: научилась не только создавать прически, но и изготавливать парики, накладывать грим. По ее словам, все сотрудники цеха универсальны.

– Коллектив у нас небольшой, всего девять человек. При этом только в одном хоре может быть 60 артистов, всех надо подготовить. Чтобы не было неразберихи, мы разделяемся по специфике работы. Но каждый может выполнить любую задачу, работать и с вокалистами, и с артистами балета, – рассказала Ирина Геннадьевна.
Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры
Ирина Панфилова и заслуженный артист РФ Валерий Друзякин.

Мастера делают прически на волосах артистов или париках. Часть париков в цеху изготавливают самостоятельно, это долгий и кропотливый процесс. Чтобы сделать парик, сначала плетут тресс – ленту, на которой закрепляются волосы. После этого трессы пришивают к основе парика – монтюру, внешне похожему на шапочку. Однако постижерное искусство - это не только парики, но и накладные брови, бороды, бакенбарды, усы. Чтобы они выглядели естественно, на специальное лекало нашивают по одному волоску.

– Парики, бороды и другие элементы делают из настоящих волос, искусственного волокна, а также буйволиного волоса. Нередко используем подручные средства: солому, нитки, тряпочки. Что делать, если герой – Ветер? Начинаешь фантазировать, искать какие-то легкие воздушные материалы. Однажды режиссер захотел, чтобы прическа Снежной королевы по фактуре напоминала крем-брюле. Мы экспериментировали: из ткани кристалона и синтепона сделали сосульку, которая потом красовалась на голове артистки.
Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры
Мастера цеха отвечают не только за прическу и грим. Встречаются и нестандартные задачи. Например, нужно продумать, как сделать ранение на сцене реалистичным. Так, в опере «Фауст» постижерам нужно было предусмотреть, как будет растекаться кровь на рубашке. В одной сцене Мефистофель протыкает Валентина шпагой, после чего на груди раненого должна реалистично выступить кровь.

– Мы долго думали, как сделать этот эффект максимально реалистичным. Сначала хотели спрятать под рубашкой шарики. Потом придумали пришить с обратной стороны специальный карман. В обычный шприц набираем бутафорскую кровь. Перед ранением Валентин забегает за кулисы, и я прячу шприц в этом кармане. Во время удара шпагой актер осторожно выдавливает содержимое из шприца.

Еще один интересный момент постановки – старение Мефистофеля. Возле сцены мастер должен за минуты загримировать актера так, чтобы тот за мгновение превратился в старика. При этом, по задумке режиссера, специалисты сделали героя похожим на Альберта Эйнштейна.
Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры
По словам Ирины, в детских спектаклях грима и объема работы даже больше. Юных зрителей нужно полностью погрузить в атмосферу волшебства. Иногда гримерам приходится все представление прятаться прямо на сцене. Такая история случилась с сотрудником цеха Татьяной Воробьевой.

– В сказке «Аленький цветочек» принц превращается в чудовище и обратно. Я все представление сидела под елочкой за ступеньками. Принц как будто шагает в волшебное зеркало, где происходит превращение. На самом деле он спускался по ступенькам ко мне. Там в темноте я снимаю красивый парик, надеваю маску и рога, бороду. В конце представления я превращала его обратно в принца, – вспоминает Татьяна.
Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры
Но не только артистам нужны постижеры и гримеры. Нередко за помощью обращаются казаки. Не все мужчины могут похвастаться густыми усами, зато накладные сложно отличить от натуральных. Предложения поступают и от глянцевых журналов. Иногда, чтобы создать необычную прическу для съемки, умений обычного парикмахера недостаточно.

Кроме активности, для постижера важны усидчивость и терпение. После спектакля сотрудникам нужно привести в порядок все элементы. Например, один сотрудник должен причесать до 30-40 париков. По словам Ирины Панфиловой, нужно не только сохранять спокойствие, но и передавать его окружающим.

– Перед выступлением актеров могут переполнять эмоции. Кто-то уже вошел в роль, кто-то просто волнуется. Я стараюсь отвлечь человека, похвалить, приободрить. Можно сказать, мы – немного психологи.
Мастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижерыМастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижерыМастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижерыМастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижерыМастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижерыМастера париков и спецэффектов: кто такие театральные постижеры
Подписывайтесь на DONDAY
Яндекс Дзен
Телеграмм
Вконтакте
0 0
  1. Селиванова

    20 марта 2019 21:38

    Молодцы! Всегда с искренним уважением относилась к людям, которые умеют работать и создавать своими руками.
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Главная
Сетевое издание - новостной портал donday.ru
Реестровая запись СМИ
ЭЛ № ФС77 - 76489 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02.09.2019 г.
Учредитель: ООО "Смарт Медиа"
Главный редактор - Головина Н.Ю.
Эл.почта редакции: glavred@donday.ru
Телефон редакции: 8(863)236-46-00, +7(950)852-20-20