Лифтам в Ростовской области приказали долго жить
Срок службы всех подъемных механизмов, которым в 2025 году исполняется 25 лет, продлили еще на 5 лет.
Фото: DonDay
Устаревшим в Ростовской области лифтам продлили срок службы. Соответствующее решение приняла в конце 2024 года комиссия Совета Евразийской экономической зоны. В организацию входят пять стран – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.
Согласно регламенту Таможенного союза от 2011 года, все лифты, отслужившие 25 лет, необходимо было заменить до 15 февраля 2025 года. Но когда час «Х» наступил, стало понятно, что власти не в силах обновить все лифты. Тогда срок службы решили продлить еще на пять лет – до 15 февраля 2030 года. Разумеется, это не может не сказаться на состоянии подъемных механизмов.
Donday.ru решил узнать, как нововведения повлияют на их состояние в Ростовской области. Согласно последним данным, всего в донском регионе работают 9 353 лифта. До конца 2024 года должны были заменить 152 из них как устаревшие. На ремонт было выделено около 600 миллионов рублей. Но теперь они не подлежат замене как минимум еще пять лет.
Работы по замене лифтов финансируются из средств, полученных с ежемесячных взносов на капремонт, а также за счет бюджетных ассигнований.
- Как и раньше, любые решения о распределении финансов принимает собственник (собственники) здания, в котором находится лифт, а также уполномоченный представитель собственников помещений в многоквартирном доме, - рассказал директор «Диагностического центра лифтов» Эрнест Гарбузов.
Он отметил, что, независимо от возраста, все лифты произведены по ГОСТу, с соблюдением норм безопасности. Проблема в том, что многие стандарты и нормы устарели. К примеру, двери многих устройств узкие, и в них не может заехать инвалидная коляска. В отличие от старых конструкций, в современных лифтах есть кнопка реверсирования дверей, аккумулятор для аварийного освещения в кабине, ограждение на кабине высотой в один метр для обслуживающего персонала (исключающее падение с крыши кабины).
- Если бы сроки не продлили, то все лифты старше 25 лет оказались бы не соответствующими требованиям технического регламента. Их пришлось бы остановить даже при полной исправности. Можно представить, сколько неудобств это создало бы жильцам многоэтажек, - добавил специалист.
Продление сроков службы не исключает обеспечение безопасности лифтов. Однако их обслуживание ложится на плечи собственников квартир. Средства, которые они платят за текущий ремонт, будут расходовать на ремонт лифта вместо его замены. Сумма ремонта может варьироваться. К примеру, замена роликов дверей стоит около 5-6 тысяч рублей, а замена двигателя – несколько сотен тысяч рублей.
- Состояние и безопасность лифтов зависят не от возраста, а от условий эксплуатации и качества обслуживания. Каждый лифт стоит рассматривать индивидуально, - рассказал руководитель УК «Коммунальщик Дона» Владимир Тухиков.
Если после технической проверки выяснится, что неисправный лифт невозможно починить, жители могут потребовать его замены. Дело это непростое и недешевое. Стоимость нового лифта начинается от 5 миллионов рублей и выше. Решение должны принять все собственники квартир на общем собрании. После чего будет решаться вопрос о финансировании всех работ.
Согласно регламенту Таможенного союза от 2011 года, все лифты, отслужившие 25 лет, необходимо было заменить до 15 февраля 2025 года. Но когда час «Х» наступил, стало понятно, что власти не в силах обновить все лифты. Тогда срок службы решили продлить еще на пять лет – до 15 февраля 2030 года. Разумеется, это не может не сказаться на состоянии подъемных механизмов.
Donday.ru решил узнать, как нововведения повлияют на их состояние в Ростовской области. Согласно последним данным, всего в донском регионе работают 9 353 лифта. До конца 2024 года должны были заменить 152 из них как устаревшие. На ремонт было выделено около 600 миллионов рублей. Но теперь они не подлежат замене как минимум еще пять лет.
Работы по замене лифтов финансируются из средств, полученных с ежемесячных взносов на капремонт, а также за счет бюджетных ассигнований.
- Как и раньше, любые решения о распределении финансов принимает собственник (собственники) здания, в котором находится лифт, а также уполномоченный представитель собственников помещений в многоквартирном доме, - рассказал директор «Диагностического центра лифтов» Эрнест Гарбузов.
Он отметил, что, независимо от возраста, все лифты произведены по ГОСТу, с соблюдением норм безопасности. Проблема в том, что многие стандарты и нормы устарели. К примеру, двери многих устройств узкие, и в них не может заехать инвалидная коляска. В отличие от старых конструкций, в современных лифтах есть кнопка реверсирования дверей, аккумулятор для аварийного освещения в кабине, ограждение на кабине высотой в один метр для обслуживающего персонала (исключающее падение с крыши кабины).
- Если бы сроки не продлили, то все лифты старше 25 лет оказались бы не соответствующими требованиям технического регламента. Их пришлось бы остановить даже при полной исправности. Можно представить, сколько неудобств это создало бы жильцам многоэтажек, - добавил специалист.
Продление сроков службы не исключает обеспечение безопасности лифтов. Однако их обслуживание ложится на плечи собственников квартир. Средства, которые они платят за текущий ремонт, будут расходовать на ремонт лифта вместо его замены. Сумма ремонта может варьироваться. К примеру, замена роликов дверей стоит около 5-6 тысяч рублей, а замена двигателя – несколько сотен тысяч рублей.
- Состояние и безопасность лифтов зависят не от возраста, а от условий эксплуатации и качества обслуживания. Каждый лифт стоит рассматривать индивидуально, - рассказал руководитель УК «Коммунальщик Дона» Владимир Тухиков.
Если после технической проверки выяснится, что неисправный лифт невозможно починить, жители могут потребовать его замены. Дело это непростое и недешевое. Стоимость нового лифта начинается от 5 миллионов рублей и выше. Решение должны принять все собственники квартир на общем собрании. После чего будет решаться вопрос о финансировании всех работ.