В борьбе за Старочеркасский музей ростовская епархия привлекла «тяжелую артиллерию»
Интересы епархии в суде отстаивает руководитель Юридической службы Московской Патриархии.
Интересы епархии в суде отстаивает руководитель Юридической службы Московской Патриархии.
В арбитражном суде Ростовской области состоялось очередное заседание по рассмотрению иска Старочеркасского музея-заповедника к Минимуществу области по поводу передачи объектов музея Донской митрополии.
Как сообщает Rostov.ru, одним из представителей интересов епархии на слушании была руководитель Юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения Чернега.
Ранее сотрудники музея и их адвокаты с привлечением специалистов привели ряд аргументов, доказывающих, что притязания епархии необоснованны. В свою очередь представитель Московской Патриархии считает, что спорные объекты образуют с монастырем единый комплекс, именно на этом основании епархия будет настаивать на их передаче.
– Мы считаем, что эти объекты образуют единый монастырский комплекс с уже переданным храмом Донской иконы Божьей Матери. Во-первых, потому, что они находятся в пределах монастырской ограды, и на территории православных монастырей никогда не могли проживать мирские люди. И утверждение противоположной стороны о том, что после создания монастыря в этих двух зданиях жили наследники Ефремовых, безосновательны. Более того, во всех документах, начиная с постановления Совета министров 1964 года, эта группа зданий обозначается как комплекс. Неважно, что в советское время они были названы «комплексом Ефремовского подворья». Но это было время, когда такие понятия, как монастырский комплекс, в принципе не фигурировали в документах советского периода, здесь главное, что эти здания названы «комплексом». Хотя помещения и не построены для религиозных целей – атаманский дворец строился для проживания семьи Ефремовых, кухня – для приготовления еды для этой семьи, в данном случае мы не это основание берем в расчет, а другое - эти здания, хотя и не строились для религиозных целей и не имеют религиозного назначения, тем не менее образуют единый монастырский комплекс, и мы настаиваем на их передаче по этому основанию.
В свою очередь сотрудники музея, которые на протяжении многих лет поддерживают связь с потомками казаков Ефремовых, накануне заседания получили от них письмо. Документ не приобщен к материалам дела, но он ясно выражает мнение представителей знаменитого казачьего рода.
«Все церкви уже переданы епархии, и это правильно. Остается единственное Ефремовское подворье с атаманским дворцом и кухней. Это были жилые хоромы, и церкви они не принадлежали, – написали в письме Петр и Николай Скрипник – потомки Ефремовых в 11-м поколении… – И мы, потомки этого прославленного рода, с болью узнаем, что стоит вопрос о передаче нашего родового дома в собственность Ростовской епархии. Этого нельзя допустить. Мы пообщались со своими родственниками, проживающими в России и за ее пределами, и пришли к обоюдному согласию: дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдет в собственность епархии, доступ к нему будет прекращен не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям рода Ефремовых».
В своем письме братья отмечают, что к их просьбе присоединяются родственники, которые в настоящее время проживают в Москве, Кыргызстане и США.
В свою очередь, епархия уверяет, что не собирается «выселять» музей из стен атаманского дворца и планирует наладить договорное сотрудничество.
– Дело в том, что устав епархии предусматривает реализацию культурно-просветительских программ и возможно заключение различных договоров и соглашений, – добавила Ксения Чернега. – Мы предполагаем после получения этого объекта сохранить там музей, заключив с ним соответствующий договор. Правовая природа этого договора должна обсуждаться, и она будет определена по взаимному согласию сторон. Прецеденты многочисленные есть. Это музей в Троице-Сергиевой лавре, он располагается прямо за границей монастырской ограды, музей государственный, но находится внутри лавры. Это музей на Соловках, который тоже располагается в монастыре и, соответственно, функционирует на договорных отношениях. В данном случае мы можем аналогичным образом решить вопрос.
На следующем заседании стороны завершат предоставление доказательств и затем перейдут к прениям. Напомним, Ростовская епархия претендует на четыре объекта, принадлежащие в настоящее время музею, - это атаманский дворец, атаманская кухня, монастырская гостиница, фундаменты каретной и конюшни.
В 2010 году музей уже передал церкви 12 зданий, среди которых - Воскресенский Войсковой собор, Домовая церковь, Преображенская ратницкая церковь. Общая площадь переданных объектов составила 3 600 кв. м. Данные сооружения относятся к культовым и были переданы без всяких разбирательств. Но, помимо них, епархии отошли строения, никак не относящиеся к культовым сооружениям, – фондохранилище, два жилых дома, дом торговых казаков Жученковых. В настоящее время посетители музея, казаки, на протяжении многих лет оберегавшие свои культурные ценности, лишены доступа в эти здания. Также епархия получила два дома, в которых жили сотрудники музея, их срочно переселили в аварийные здания – дом быта и бывшие ясли. Отобранные у людей дома до сих пор пустуют, епархия их не использует. По закону взамен переданных площадей музей должен был получить равноценные, но эти два аварийных здания – единственное, что отошло музею.
Представители музея считают, что в случае удовлетворения притязаний епархии Старочеркасскому музею не бывать, а значит, не бывать многотысячным экскурсиям, работе научных сотрудников, историков и искусствоведов. В настоящее время в музее трудятся 72 сотрудника и 18 научных работников. Как сложится их судьба, если музейные объекты отойдут епархии, не известно.
В арбитражном суде Ростовской области состоялось очередное заседание по рассмотрению иска Старочеркасского музея-заповедника к Минимуществу области по поводу передачи объектов музея Донской митрополии.
Как сообщает Rostov.ru, одним из представителей интересов епархии на слушании была руководитель Юридической службы Московской Патриархии игуменья Ксения Чернега.
Ранее сотрудники музея и их адвокаты с привлечением специалистов привели ряд аргументов, доказывающих, что притязания епархии необоснованны. В свою очередь представитель Московской Патриархии считает, что спорные объекты образуют с монастырем единый комплекс, именно на этом основании епархия будет настаивать на их передаче.
– Мы считаем, что эти объекты образуют единый монастырский комплекс с уже переданным храмом Донской иконы Божьей Матери. Во-первых, потому, что они находятся в пределах монастырской ограды, и на территории православных монастырей никогда не могли проживать мирские люди. И утверждение противоположной стороны о том, что после создания монастыря в этих двух зданиях жили наследники Ефремовых, безосновательны. Более того, во всех документах, начиная с постановления Совета министров 1964 года, эта группа зданий обозначается как комплекс. Неважно, что в советское время они были названы «комплексом Ефремовского подворья». Но это было время, когда такие понятия, как монастырский комплекс, в принципе не фигурировали в документах советского периода, здесь главное, что эти здания названы «комплексом». Хотя помещения и не построены для религиозных целей – атаманский дворец строился для проживания семьи Ефремовых, кухня – для приготовления еды для этой семьи, в данном случае мы не это основание берем в расчет, а другое - эти здания, хотя и не строились для религиозных целей и не имеют религиозного назначения, тем не менее образуют единый монастырский комплекс, и мы настаиваем на их передаче по этому основанию.
В свою очередь сотрудники музея, которые на протяжении многих лет поддерживают связь с потомками казаков Ефремовых, накануне заседания получили от них письмо. Документ не приобщен к материалам дела, но он ясно выражает мнение представителей знаменитого казачьего рода.
«Все церкви уже переданы епархии, и это правильно. Остается единственное Ефремовское подворье с атаманским дворцом и кухней. Это были жилые хоромы, и церкви они не принадлежали, – написали в письме Петр и Николай Скрипник – потомки Ефремовых в 11-м поколении… – И мы, потомки этого прославленного рода, с болью узнаем, что стоит вопрос о передаче нашего родового дома в собственность Ростовской епархии. Этого нельзя допустить. Мы пообщались со своими родственниками, проживающими в России и за ее пределами, и пришли к обоюдному согласию: дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдет в собственность епархии, доступ к нему будет прекращен не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям рода Ефремовых».
В своем письме братья отмечают, что к их просьбе присоединяются родственники, которые в настоящее время проживают в Москве, Кыргызстане и США.
В свою очередь, епархия уверяет, что не собирается «выселять» музей из стен атаманского дворца и планирует наладить договорное сотрудничество.
– Дело в том, что устав епархии предусматривает реализацию культурно-просветительских программ и возможно заключение различных договоров и соглашений, – добавила Ксения Чернега. – Мы предполагаем после получения этого объекта сохранить там музей, заключив с ним соответствующий договор. Правовая природа этого договора должна обсуждаться, и она будет определена по взаимному согласию сторон. Прецеденты многочисленные есть. Это музей в Троице-Сергиевой лавре, он располагается прямо за границей монастырской ограды, музей государственный, но находится внутри лавры. Это музей на Соловках, который тоже располагается в монастыре и, соответственно, функционирует на договорных отношениях. В данном случае мы можем аналогичным образом решить вопрос.
На следующем заседании стороны завершат предоставление доказательств и затем перейдут к прениям. Напомним, Ростовская епархия претендует на четыре объекта, принадлежащие в настоящее время музею, - это атаманский дворец, атаманская кухня, монастырская гостиница, фундаменты каретной и конюшни.
В 2010 году музей уже передал церкви 12 зданий, среди которых - Воскресенский Войсковой собор, Домовая церковь, Преображенская ратницкая церковь. Общая площадь переданных объектов составила 3 600 кв. м. Данные сооружения относятся к культовым и были переданы без всяких разбирательств. Но, помимо них, епархии отошли строения, никак не относящиеся к культовым сооружениям, – фондохранилище, два жилых дома, дом торговых казаков Жученковых. В настоящее время посетители музея, казаки, на протяжении многих лет оберегавшие свои культурные ценности, лишены доступа в эти здания. Также епархия получила два дома, в которых жили сотрудники музея, их срочно переселили в аварийные здания – дом быта и бывшие ясли. Отобранные у людей дома до сих пор пустуют, епархия их не использует. По закону взамен переданных площадей музей должен был получить равноценные, но эти два аварийных здания – единственное, что отошло музею.
Представители музея считают, что в случае удовлетворения притязаний епархии Старочеркасскому музею не бывать, а значит, не бывать многотысячным экскурсиям, работе научных сотрудников, историков и искусствоведов. В настоящее время в музее трудятся 72 сотрудника и 18 научных работников. Как сложится их судьба, если музейные объекты отойдут епархии, не известно.
Предыдущая статья
В Ростовской области ищут родственников пенсионерки, найденной в Аксае
Следующая статья
В Ростове-на-Дону ветеринар спас филина со сломанным крылом