Епархия Ростовской области хочет владеть всеми историческими зданиями в Старочеркасске
На этот раз представители РПЦ намерены завладеть жемчужиной старочеркасского комплекса – Атаманским дворцом
На этот раз представители РПЦ намерены завладеть жемчужиной старочеркасского комплекса – Атаманским дворцом.
10 ноября в Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция, посвященная конфликту вокруг передачи старинных зданий Старочеркасского музея-заповедника в собственность РПЦ. В октябре 2015 г. правительство Ростовской области передало Донской епархии единственный на Юге России комплекс дворянско-казачьей усадьбы. К этому моменту по той же причине музей уже потерял более 3,5 тысячи квадратных метров площадей, более десятка музейных объектов, которые также отошли церкви. На этот раз святые отцы запросили жемчужину комплекса – Атаманский дворец.
Пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский попытался успокоить защитников музея, заявив, что музей не будет уменьшен или ликвидирован, и опровергнуть аргумент о том, что церковь претендует на имущество, которое ей никогда не принадлежало. Оба утверждения, равно как и наличие конфликта между епархией и музеем, Петровский назвал ложью и инсинуациями.
- Существует соглашение от 15 июля 2013 г. между епархией и музеем-заповедником. Его предмет – сотрудничество для возрождения духовной культуры и традиций Донского края, повышение нравственного уровня населения, сохранение и популяризация объектов культурного наследия станицы Старочеркасской. С музеем мы не конфликтуем, никого не ущемляем и не вытесняем.
К сожалению, сами работники музея не могли ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова. К большому удивлению журналистов, их на пресс-конференции попросту не было.
- Мы отправляли письменные запросы и в Минкультуры, и в музейное сообщество, но люди там, видимо, очень занятые, - пояснил Петровский.
- Лукавите, – возразил из зала руководитель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, - замминистра сказал, что никакого приглашения не было. Он узнал о конференции от меня за полчаса до ее начала, как и сотрудники музея. Они хотели приехать, но министерство сказало: «Раз нет официального приглашения – принимать участие не будем».
Для ответа на второй упрек со стороны общественности о неправомерном присвоении памятников культурно-исторического наследия пресс-секретарь вооружился архивными справками, которые, по его мнению, доказывают, что Атаманский дворец и есть тот дом, который в 19 веке семья атамана Ефремова пожертвовала для женского монастыря.
Но Александр Кожин усомнился и в этом.
- Сотрудники музея изучили большое количество исторических материалов. В областном архиве нет ни одного документа о передаче Атаманского дворца монастырю.
О недовольстве казаков по поводу передачи зданий музея монастырю (в октябре более 250 человек обратились с петицией к губернатору области) Петровский высказался довольно резко.
- Сообщения в СМИ о том, что якобы потомки атаманов называют передачу имущества позором, я считаю крайне сомнительными. Кто такие эти потомки или кто подписывается под их именами, лично я не знаю. Что касается массового сбора подписей среди казаков, так казаком может назваться кто угодно…
Журналистов интересовал вопрос: не будет ли традиционная культурная программа Старочеркасской станицы противоречить нормам монастыря? Ежегодно десятки тысяч людей посещают музеи заповедника, участвуют в фольклорных праздниках.
- Никаких противоречий быть не может, - ответил иеромонах Рафаил. – Монастырь всегда тепло принимал и паломников, и мирян.
- Да, но ведь большинство едет в станицу не ради молитвы, а ради фольклорных фестивалей. А их уже два года как не разрешают проводить на атаманском подворье, - пояснили журналисты.
- Мы приняли такое решение, - отметил Петровский, - на этом месте - большое количество костей: то ли это сестры, служившие в монастыре, то ли казаки. В общем, место, где идет молитва и захоронены люди, не благоприятствует тому, чтобы играла гармонь и пелись частушки.
Этот аргумент тут же опроверг Кожин.
- Я задал сотрудникам музея вопрос по поводу костей. Они сказали, что это ложь. На том месте, где была эстрада, никаких могил не разрывали.
Заявленной в начале пресс-конференции цели – поставить все точки над «i» и привести стороны к единому мнению – добиться не удалось. Уже после мероприятия Александр Кожин заявил журналистам, что еще одна встреча будет организована уже с участием второй стороны конфликта. Он также высказал официальную позицию министерства культуры.
- Высвобождение здания без предоставления нового помещения для музея невозможно. Это касается и Атаманского дворца, и дома Степана Ефремова. Никаких равноценных зданий епархия предоставлять не собирается. О каком согласии и сотрудничестве может идти речь? А закончиться это может очень просто, как с домиком Врангеля: передали в собственность РПЦ, а потом продали. Никакого музея, который епархия обещала там сделать, не было и нет.
10 ноября в Ростове-на-Дону прошла пресс-конференция, посвященная конфликту вокруг передачи старинных зданий Старочеркасского музея-заповедника в собственность РПЦ. В октябре 2015 г. правительство Ростовской области передало Донской епархии единственный на Юге России комплекс дворянско-казачьей усадьбы. К этому моменту по той же причине музей уже потерял более 3,5 тысячи квадратных метров площадей, более десятка музейных объектов, которые также отошли церкви. На этот раз святые отцы запросили жемчужину комплекса – Атаманский дворец.
Пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский попытался успокоить защитников музея, заявив, что музей не будет уменьшен или ликвидирован, и опровергнуть аргумент о том, что церковь претендует на имущество, которое ей никогда не принадлежало. Оба утверждения, равно как и наличие конфликта между епархией и музеем, Петровский назвал ложью и инсинуациями.
- Существует соглашение от 15 июля 2013 г. между епархией и музеем-заповедником. Его предмет – сотрудничество для возрождения духовной культуры и традиций Донского края, повышение нравственного уровня населения, сохранение и популяризация объектов культурного наследия станицы Старочеркасской. С музеем мы не конфликтуем, никого не ущемляем и не вытесняем.
К сожалению, сами работники музея не могли ни подтвердить, ни опровергнуть эти слова. К большому удивлению журналистов, их на пресс-конференции попросту не было.
- Мы отправляли письменные запросы и в Минкультуры, и в музейное сообщество, но люди там, видимо, очень занятые, - пояснил Петровский.
- Лукавите, – возразил из зала руководитель ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, - замминистра сказал, что никакого приглашения не было. Он узнал о конференции от меня за полчаса до ее начала, как и сотрудники музея. Они хотели приехать, но министерство сказало: «Раз нет официального приглашения – принимать участие не будем».
Для ответа на второй упрек со стороны общественности о неправомерном присвоении памятников культурно-исторического наследия пресс-секретарь вооружился архивными справками, которые, по его мнению, доказывают, что Атаманский дворец и есть тот дом, который в 19 веке семья атамана Ефремова пожертвовала для женского монастыря.
Но Александр Кожин усомнился и в этом.
- Сотрудники музея изучили большое количество исторических материалов. В областном архиве нет ни одного документа о передаче Атаманского дворца монастырю.
О недовольстве казаков по поводу передачи зданий музея монастырю (в октябре более 250 человек обратились с петицией к губернатору области) Петровский высказался довольно резко.
- Сообщения в СМИ о том, что якобы потомки атаманов называют передачу имущества позором, я считаю крайне сомнительными. Кто такие эти потомки или кто подписывается под их именами, лично я не знаю. Что касается массового сбора подписей среди казаков, так казаком может назваться кто угодно…
Журналистов интересовал вопрос: не будет ли традиционная культурная программа Старочеркасской станицы противоречить нормам монастыря? Ежегодно десятки тысяч людей посещают музеи заповедника, участвуют в фольклорных праздниках.
- Никаких противоречий быть не может, - ответил иеромонах Рафаил. – Монастырь всегда тепло принимал и паломников, и мирян.
- Да, но ведь большинство едет в станицу не ради молитвы, а ради фольклорных фестивалей. А их уже два года как не разрешают проводить на атаманском подворье, - пояснили журналисты.
- Мы приняли такое решение, - отметил Петровский, - на этом месте - большое количество костей: то ли это сестры, служившие в монастыре, то ли казаки. В общем, место, где идет молитва и захоронены люди, не благоприятствует тому, чтобы играла гармонь и пелись частушки.
Этот аргумент тут же опроверг Кожин.
- Я задал сотрудникам музея вопрос по поводу костей. Они сказали, что это ложь. На том месте, где была эстрада, никаких могил не разрывали.
Заявленной в начале пресс-конференции цели – поставить все точки над «i» и привести стороны к единому мнению – добиться не удалось. Уже после мероприятия Александр Кожин заявил журналистам, что еще одна встреча будет организована уже с участием второй стороны конфликта. Он также высказал официальную позицию министерства культуры.
- Высвобождение здания без предоставления нового помещения для музея невозможно. Это касается и Атаманского дворца, и дома Степана Ефремова. Никаких равноценных зданий епархия предоставлять не собирается. О каком согласии и сотрудничестве может идти речь? А закончиться это может очень просто, как с домиком Врангеля: передали в собственность РПЦ, а потом продали. Никакого музея, который епархия обещала там сделать, не было и нет.
Предыдущая статья
Контрактники Кадамовского полигона под Ростовом получили реальные сроки за отказ ехать на Донбасс
Следующая статья
Под Ростовом дальнобойщики устроили акцию против платы за проезд по трассам