На улицах Ростова все чаще можно увидеть необычные автомобили, в которых нет двигателей в привычном нам понимании. Эти машины работают не на бензине, не на дизельном топливе и даже не на газе. Под капотом у них электрический двигатель, а вместо топливного бака - мощные аккумуляторы высокой емкости.
Электромобили уже стали мировым трендом. К примеру, в Китае ежегодно выпускают больше одного миллиона таких машин. В некоторых европейских странах, например, в Норвегии, сейчас две трети личного транспорта, который покупаются на рынке, - это электромобили. В других странах планируют полностью отказаться от привычных автомобилей на бензине или дизтопливе уже с 2030 года. Многие эксперты считают, что недалек тот день, когда автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут настоящей редкостью.
Увы, в России машины на электротяге по-прежнему являются диковинкой. Их покупают или энтузиасты, или любители дорогих гаджетов. Но и у нас лед начинает потихоньку трогаться. К примеру, в Ростовской области число электромобилей за три года увеличилось примерно в 25 (!) раз. Пока речь идет о скромных цифрах. Если в 2018 году в регионе было 4-5 таких машин, то сейчас их более сотни. Но сами темпы роста позволяют говорить о том, что еще через три года владельцев электромобилей в регионе будет уже тысячи…
Когда мы говорим об электрических машинах, в голову приходят модные «Теслы». Реальность же выглядит совсем иначе. «Тесла» стоит от трех до семи миллионов рублей. И это является главным сдерживающим фактором на рынке. Покупать электрическую машину за подобную цену - это слишком дорого и сопоставимо с ценой автомобиля люксового класса. Обычный водитель старается приобретать машины в кредит в пределах от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. При этом существуют другие электромобили, гораздо более доступные по цене. Например, все больше завозят в Россию машин из Японии, знаменитый «Нисан Лиф». На Дальнем Востоке бегают тысячи таких машин. Среди «электричек» «Лиф» - самая популярная машина и в Ростовской области. Их сейчас около 100 штук (данные зарегистрированных владельцев «Ниссан Лиф»). В УГИБДД по Ростовской области сообщили, что по региону катаются около 360 электромобилей.
Автомобиль «Тесла»- Пока что главным препятствием для широкого распространения электромобилей является их небольшая автономия, - рассказал владелец электрической машины «Ниссан Лиф» Сергей Андриянов. - В среднем такие машины на одном заряде могут ехать при плюсовой температуре примерно от 120 до 400 километров, а в холодное время года эти показатели могут упасть на 30-40%. Плюс полное отсутствие инфраструктуры в Ростовской области. В регионе нет ни одной (!) публичной станции зарядки. Да и по стране их единицы. На пути от Ростова до Краснодара - всего одна станция.
Автомобиль «Ниссан Лиф»Большинство владельцев электромобилей заряжают свои машины от обычной бытовой розетки. А это занимает от восьми часов до суток, в зависимости от мощности аккумулятора. Например, 30-киловаттный аккумулятор от «Нисан Лиф» заряжается примерно 8-9 часов от розетки, а 100-киловаттный от более дорогого автомобиля — до суток. Получается глупо ездить три дня, чтобы потом сутки заряжать. Во всем мире эта проблема решается с помощью мощных станций быстрого заряда, когда в течение 30-40 минут автомобиль можно зарядить до 80% емкости аккумулятора. В России их практически нет. Настолько сложная эта ситуация, что, например, некоторые бренды, торгующие в России электромобилями, такие как «Ягуар» или «Порше», вместе с машиной продают и зарядную станцию, которую человек может установить у себя дома. Зарядные станции стоят очень дорого - до миллиона рублей. Но и это до конца не решает проблемы, потому что для установки такого аппарата в домашних условиях надо иметь трехфазное электричество — это стоит немалых денег и возможно только в частных домах.
Зато машина на электрической тяге идеально подходит для города. В среднем мы проезжаем в день не больше 30-40 километров. И при автономии в 120-160 километров с одной зарядкой можно ездить три-четыре дня минимум. Главное - чтобы было где заряжать машину на ночь. На Дальнем Востоке даже в многоэтажках умудряются выводить из своих квартир провода и у входа в подъезд ставят ящики с розетками.
Электромобиль - выгодный транспорт.
- Я подсчитал, что по сравнению с обычной машиной на бензине или солярке «электричка» экономит около 100 тысяч рублей в год только на «топливе», - продолжает владелец «Лифа» Сергей Андриянов. - Посчитайте сами. Машина с ДВС с баком в 60 литров проезжает по городу примерно 400-450 км. Это обходится владельцу в 3-3,5 тыс. рублей. На ту же дистанцию электромобиль использует максимум 120 киловатт энергии. А это не больше 600 рублей. При среднегодовом пробеге в 20 тыс. км это дает серьезную экономию.
Увы, несмотря на очевидные плюсы, официальные дилеры не спешат поставлять на российский рынок электромобили. К примеру, в соседней Украине в любом салоне «КИА», «Хендай», «Рено», «Ниссан» можно купить новые электрические модели. В России эти машины завозят только энтузиасты и в частном порядке.
Лишь несколько премиальных брендов рискуют продавать электромобили. Но их цена столь высока, что машины доступны только очень богатым клиентам.
- Компания «Порше» начала выпускать электромобили совсем недавно, - рассказал директор ростовского центра «Порш» Денис Цыбулько. - Только в 2020 году мы представили в России машину «Тайкан» на электрической тяге. За 2020 год в России продано 258 автомобилей «Тайкан».
Автомобиль «Тайкан»Стоит отметить, что «электричка» от премиального бренда стоит около 15 миллионов рублей. В том же люксовом сегменте продается электромобиль «Ягуар» «I-PACE» - цена около 9 миллионов рублей.
- «I-PACE» производится только на заказ, - рассказали в салоне «Дон-моторс». - Машины полностью собираются в Англии. Пока спрос на автомобили небольшой, но с каждым годом он растет.
Автомобиль «I-PACE»Сегодня тормозят распространение электромобилей три вещи - отсутствие инфраструктуры, относительно небольшая автономия аккумуляторов и дороговизна новых машин. К примеру, в компании Fresh Auto, официальном дилере «Рено» в Ростовской области, электромобили практически не продаются. Хотя «Рено» уже несколько лет успешно производит модель «ЗОЕ» - самый продаваемый электромобиль в Европе.
- На мой взгляд, на отсутствие электрических автомобилей в донском регионе влияет полная непродуманность инфраструктуры, - рассказали в отделе продаж Fresh Auto. - Никаких зарядных станций у нас в области не установлено. Людям просто неудобно все время заряжать машины дома. Пока ситуация не изменится, продажи электрокаров не увеличатся.
Автомобиль «ЗОЕ»Еще одним серьезным недостатком электромобилей называют дороговизну тяговой батареи. Дело в том, что срок жизни батареи составляет 8-10 лет. После этого ее показатели резко падают. Новая стоит от 400 тысяч до миллиона и больше рублей в зависимости от мощности. Фактически это равноценно стоимости б/у автомобиля.
Однако, прогресс и время остановить невозможно. Сейчас крупные корпорации на пороге разработки таких аккумуляторов, которые будут обеспечивать автономный пробег машины до 500-600 километров. Проблема цены будет решена с ростом производства. Чем больше машин будет производиться, тем дешевле будут стоить аккумуляторы. А неоспоримый плюс электрического транспорта – экологическая чистота. Нет топлива — нет и выбросов вредных веществ в атмосферу.
По официальным данным, в 2020 году в России были поставлены на учет примерно три тысячи электромобилей. Не много. В той же соседней Украине их бегает по дорогам более 40 тысяч! Но это только лишнее доказательство того, что бум на электромобили нас ожидает в самое ближайшее время. Если только наши власти не задумают поставить перед электромобилями непреодолимые барьеры в виде новых пошлин и налогов…