Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Последние семь лет Елизавета Мислер с мужем Альбертом Загретдиновым трудятся на благо балета Юга России.
Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм
Заслуженная артистка Российской Федерации Елизавета Мислер посвятила балету почти 40 лет жизни, 17 из них – музыкальному театру. Сегодня бывшая прима преподает классический танец в Ростовском колледже искусств и мечтает об образцовой балетной школе на Юге России.

Мислер до сих пор помнит, как впервые вошла в балетный класс. Упрямой четырехлетней девочке пришлось бороться за место у станка – преподаватель не хотел принимать «ясельную» Лизу.

– Я была миниатюрной и выглядела младше своих лет. Преподаватель бросил на меня взгляд и сказал маме: «Вы, мамочка, с ума сошли!» – смеется Елизавета.

На танцы в дефицитные 80-е девочку собирали всем двором. Для мечты Лизы «танцевать на пальчиках» подружки мамы сшили купальник и балетки.

– Я вошла в балетный класс. Станки, девочки постарше, которые уже ощущали себя балеринами, – все для меня было ново. Когда начался урок, я старалась повторять все, что они делали, хватала каждое движение, – вспоминает женщина. – В конце класса педагог подошел к маме и сказал: «Пусть остается», а через пару месяцев я была одной из лучших и стояла в первой линии.

Спустя пять лет Мислер приняли в Вагановское училище. Но танцевать в альма-матер Кшесинской, Улановой и Нуреева Лизе было не суждено. Жизнь в Петербурге была не по карману ее семье, и Мислер пришлось вернуться в Ростов.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Московский институт культуры, Ростовское училище культуры, кордебалет Театра музыкальной комедии, «Камерный балет “Москва”». Солисткой музыкального театра Ростова Елизавета стала только к 25 годам.

– Все постоянно говорили, что я пришла поздно. В 25 лет уже все должно быть – это расцвет для балерины, – вспоминает артистка. – Но мне не хотелось верить в это. Я вообще человек упрямый, у меня есть вера в себя. Я смотрела, как танцуют другие, и спрашивала себя: «Почему они могут, а я нет?». У них ведь такие же ноги, такие же руки!

Трудолюбие и упрямство притянули в жизнь молодой солистки педагогов, которые хотели ей помочь. Все, как один, твердили: «Лиза, ты самородок! Тебе бог сверху сказал, что ты будешь балериной».

– Я взглянула на себя по-другому во время партии Джульетты. Помню, как пересматривала запись и думала: «Неужели это я?». Я не верила, что смогла. До этого я была в каком-то коконе: мне казалось, что все плохо, несмотря на то, что я много работаю, – рассказывает Мислер.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Партия «Жизель» подарила приме любовь. Танцевать в паре с 26-летней Мислер приехал юный артист из Уфы. Альберт Загретдинов был на шесть лет младше балерины.

– Это была предопределенная любовь с первого взгляда. Я готовила партию с мальчиком из Москвы. Мы начали пробовать, репетировать, но вдруг что-то произошло, и ему пришлось вернуться в столицу. Я осталась без партнера, и репетиции свернули. Для меня это, конечно, было трагично, – вспоминает Елизавета. – Главного врага в «Жизель» зовут Альберт. Я помню, была зима, я шла домой и думала: «Ну когда же приедет мой Альберт?». И вот он приехал!

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Волю чувствам молодые люди давали только вне сцены, проживая жизнь героев в спектакле, а не свою.

– В постановках каждая личность, с которой мы себя отождествляли, другая. Да, это были мы, но погруженные в мысли этих героев. Только однажды мы с Альбертом ставили номер вместе, и в этом номере мы танцевали о себе, – рассказывает балерина.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Несмотря на одну профессию на двоих, пара даже спустя 17 лет не устает друг от друга. Сейчас супруги преподают классический танец в Ростовском колледже искусств.

– Вместе целый день мы никогда не находимся. У Альберта – свои классы и уроки, а у меня – свои. Мы и наши мысли всегда в движении, – поделилась Мислер.

Последние семь лет артисты трудятся на благо балетной школы Юга России. Сегодня Елизавета и Альберт проходят курсы в Московской академии хореографии.

– Обучение будет длиться два года. Мы сами оплатили курсы, дорогу и проживание. Мы здесь, чтобы приехать в Ростов и обучать наших молодых преподавателей, которым не по карману учиться в Москве, – рассказывает о планах Мислер.

Артистка мечтает, чтобы в Ростов стремились профессионалы. Но мэтров балетного искусства в последнее время на юге не было.

– Авторитетов мирового балета в донской столице не хватает. Они все рассосались: приезжают, ставят и уезжают, – сожалеет Елизавета.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Именно поэтому Мислер и Загретдинов стремятся воспитать своих звезд. Фанаты своего дела сутками работают «не за деньги, а за совесть».

– Сейчас балетная школа в Ростове пошла в рост, наборы стали лучше, но это все нашими сумасшедшими усилиями. Это нужно только нам. Мы выбрали сложный путь – вкладывать в профессиональное образование. Каждый раз, когда хочется послать все к черту, мы говорим: «Кто, если не мы?» – рассказывает артистка.

Каждый день Елизавета и Альберт сталкиваются с огромными трудностями и ненужностью. Но артисты не перестают трудиться и верить в громкое балетное будущее донского региона.

– Я считаю, что все в мире циклично. Думаю, что будет новый яркий цикл, ярче предыдущего. Как жуткий оптимист, я в это верю. Но на сегодняшний день движения балетного искусства в Ростове нет, – с сожалением продолжает Мислер.

Будущим примам и премьерам заслуженная артистка прививает силу воли и жажду движения. В классах им строят балетное тело и нравственно воспитывают.

– Чтобы стать примой, многое в жизни человека должно совпасть. Должны быть и форма, и содержание, – делится Елизавета. – Один из профессоров на курсах сказал нам хорошую фразу: «Балет – это торжество духа над телом». Главное в этой профессии – внутренний стержень человека. Своих воспитанников мы учим тому, что они выйдут из училища и будут никому не нужны, чтобы к чему-то прийти в балете, нужно каждый день работать в два раза больше, чем вчера. Если ты остановился, ты пошел назад.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Оказывается, обладать выдающимися данными желательно, но необязательно. Иногда не самые способные от природы люди становятся заслуженными артистами, как Лиза Мислер.

– Я не обладала невероятными данными. Самое невероятное, что во мне было, – это моя артистичность, которая привлекала всех. Мне всегда говорили, что в моих классических движениях есть органика, – вспоминает балерина.

За многолетнюю карьеру у Елизаветы не было ни одной профессиональной травмы. Сказки об устрашающих ногах балерин ей в 43 года тоже незнакомы.

– У меня прекрасные ноги! – говорит артистка. – Бог заточил меня под балерину. У меня природно приспособленный аппарат, поэтому серьезных травм у меня никогда не было. Сегодня мучает только артрит – результат многочасовых тренировок на холодных и жестких сценах. Ну и я не могу долго сидеть. Тело, привыкшее все время быть в движении, сковывает. Но стоит мне встать, пошевелиться – все проходит.

Мислер оставила сцену год назад и надеется, что пятилетний сын Ренат однажды продолжит ее дело.

– Всегда нужно вовремя уходить. Балет стал мне вредить. Когда ты начинаешь ощущать, что это перестает быть в радость, тебе становится где-то тяжело, где-то ты начинаешь переступать через себя, тело дает тебе сигнал: «Хватит надо мной издеваться», – рассказывает о завершении карьеры Елизавета. – Сегодня во мне живет мысль о балетном будущем Рената. Когда его еще не было, я наблюдала за мужем на сцене и думала, что хочу такого же сына. Ренат родился с очень красивыми данными. Сейчас у меня класс мальчиков в училище. Сынок приходит, смотрит и говорит, что будет учиться у мамы.

Прима вне театра: закончить карьеру солистке Ростовского музтеатра подсказал истощенный тренировками организм

Сегодня артистка живет своими воспитанниками и лелеет мечту о славе ростовской балетной школы.

– Все направлено на развитие училища и балетной школы в Ростове. Внутри меня теплится надежда. Не может быть такого, что ты бьешься головой о стену, и ничего не получается. Нужно делать, нужно делать хорошо. Свыше все равно это увидят, оценят, и мы прорвемся. Наша семилетняя школа уже заявила о себе, и ее рейтинги выше рейтингов многих учебных заведений с многолетней историей.
  1. Гость Татьяна

    18 октября 2019 09:43

    • Нравится
    • (0)
    • Не нравится
    • (0)
    Какая же вы, Лизочка, умница! Мне вы очень нравились в спектаклях! Я так рада, что вы взвалили на себя такую большую работу - открытие и развитие Ростовской школы балета! Силы вам и терпения на этом тернистом пути! Мне кажется, я уже видела ее результаты! Была на Эсмеральде в октябре. Увидела большой прогресс и рост кардебалета! Получила огромное наслаждение от всего спектакля! Я думаю , что и ваша доля успеха там есть! Спасибо за те спектакли с вашим участием, которые ранее видела! Успехов вам побольше на новом поприще педагога!
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Топ 10 комментируемых
Главная
Сетевое издание - новостной портал donday.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
ЭЛ № ФС77 - 76489 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02.09.2019 г.
Учредитель: Мартиросян Л.В.
И.О. главного редактора: Головина Н.Ю.
Эл.почта редакции: glavred@donday.ru
Телефон редакции: 8(863)236-46-00, +7(950)852-20-20
  • Яндекс.Метрика
  • 18+