Вернуться назад Распечатать

Новая реальность авторынка: как изменился утильсбор на иномарки с 1 декабря

С 1 декабря 2025 года повысился утилизационный сбор. Сколько будет стоит привезти машину из-за рубежа и какие марки авто больше не будут ввозить в Россию, разбираемся в нашем материале.

Что произошло

С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу обновлённые правила расчёта утилизационного сбора (утильсбора) на импортные автомобили. Реформа привела к резкому росту стоимости ввоза иномарок для личного пользования — от нескольких тысяч до миллионов рублей. Введение повышенного утильсбора вызвало широкую дискуссию: проект постановления получил 132,3 тысячи дизлайков на портале госуслуг (при 695 лайках). Из‑за общественного резонанса вступление в силу отложили с 1 ноября на 1 декабря, но суть изменений не поменяли.

Главные изменения

Самое маленькое подорожание идет на машины с мотором до 2 литров, мощностью до 250 лошадиных сил и в возрасте до трех лет.

  1. Отмена льгот для мощных авто. Больше нет сниженных ставок для машин с двигателями мощнее 160 лошадиных сил. Раньше за новый автомобиль (до 3 лет) платили 3 400 руб., старше 3 лет — 5 200 руб. Теперь расчёт идёт по коммерческим тарифам.

  2. Новый механизм расчёта. Базовая ставка — 20 000 руб., умножается на коэффициент, зависящий от объёма и мощности двигателя.

  3. Особые правила для «зелёных» авто. Для электрокаров и последовательных гибридов учитывают пиковую мощность электромотора (30‑минутную отдачу или сумму мощностей).

  4. Таможенная пошлина сохраняется. Её рассчитывают отдельно — по объёму двигателя и возрасту машины.

Что будет дальше

С 1 января 2026 года ожидается второе повышение утильсбора. По оценкам экспертов, бюджет может недополучить до 300 миллиардов  рублей в год.

Цели реформы
Власти заявляют, что цель — сделать локальное производство автомобилей выгоднее импорта.  Речь не идёт о полном закрытии рынка для иномарок.

Реакция рынка

  • Ажиотажный спрос. В октябре 2025 года 12% рынка составили неофициально ввезённые авто (19 700 машин — рекорд с апреля 2022 года).

  • Рост продаж новых авто. В октябре продано 171 200 машин — максимум за 3,5 года.

  • Повышение цен. За три месяца стоимость автомобилей выросла на 20 % из‑за отмены скидок.

Какие авто пострадают больше всего

Резко вырастет стоимость ввоза популярных моделей:

  • Hyundai Santa Fe, Palisade, Tucson (мощные версии);

  • Kia Sportage, Sorento, Carnival;

  • Geely Monjaro;

  • BMW 5 Series, X3, X5;

  • Toyota RAV4, Highlander;

  • Subaru Levorg.

Например, за новую Toyota RAV4 (мотор 2.0) с 2026 года придётся доплатить 900 тысяч рублей, а за BMW X5 — 2 600 000 рублей.

Какие авто останутся доступными
По льготным ставкам можно ввозить машины с мощностью до 160 лошадиных сил. Вот некоторые иномарки, которые останутся доступными для покупки без заоблачного утильсбора:

  • Mazda CX‑30, CX‑50 (150 л. с.);

  • Honda Vezel;

  • Hyundai Elantra;

  • Nissan Qashqai;

  • BMW 3 Series, Audi Q3 (базовые версии);

  • Suzuki Baleno;

  • Toyota Belta;

  • Mitsubishi Outlander.