Фото: Дондей

Житель Ростова-на-Дону собрал уникальную коллекцию старинных кирпичей. В интервью Donday Роман Бочарников рассказал, как в прямом смысле собирал по кирпичикам свое достояние.

Коллекционер родился в Ростове-на-Дону, где на его глазах менялся облик города. Старинные дома уступали место высоткам, а историческая застройка донской столицы исчезала. Получив первое образование инженера, Роман стал интересоваться архитектурой и историей места. Новые интересы победили, и он окончил еще один вуз по специальности «Реставрация объектов культурного наследия».

Идея собирать кирпичи с клеймами родилась в 2003 году во время путешествия Романа по Карелии — именно с этой поездки началась его коллекция.

— Первый свой кирпич я обрёл совершенно случайно. На острове Валаам проходил мимо разрушенного строения и прямо под ногами увидел кирпич. В нём меня привлекло его клеймо: надпись «В.М.» (Валаамский монастырь) и год — 1898-й. «В качестве сувенира привезу что-нибудь аутентичное», подумал тогда я. Кирпич — это некий «атом» здания, он несет в себе информацию как о месте производства, так и о всей постройке в целом, — рассказывает он.

С тех пор из каждой поездки он старался привезти хотя бы один кирпич. Постепенно эта традиция стала для него настоящим увлечением, и он начал глубже изучать тему. В других городах он встретил таких же коллекционеров, но особенно популярной эта тема оказалась в Санкт-Петербурге. Там Роман начал обмениваться кирпичами с коллегами из северной столицы.

Спустя 7-8 лет коллекционер перешел исключительно на «локальный продукт» и начал собирать кирпичи, связанные с Областью войска Донского (Ростовская область), при этом изучая историю каждого экземпляра. А это оказалась та ещё задача. Далеко не у каждого кирпича было клеймо с фамилией производителя, тем более — с годом производства. Чаще всего попадались оттиски в виде инициалов или просто каких-то знаков. Чтобы расшифровать их, требовалось немало времени.

— Все сведения я искал в справочниках, — делится Роман. — Тогда еще не было информации в открытом электронном доступе, приходилось сидеть в библиотеке и архиве, закопавшись в документах.

К примеру, на кирпиче – инициалы «Г.Ч.» — и начинаешь искать в справочниках, чьё имя из производителей подходит под эти инициалы. Выясняется, что этот кирпич выпустили на заводе Григория Чепрастова в Нахичевани.  Бывает, что подходящих вариантов имен несколько, и тогда сложнее трактовать. А вот что касается клейм в виде знаков или монограмм — это часто вообще нерешаемый ребус.

— Вот, к примеру, так называемая «таганрогская монограмма», клеймо с четырьмя буквами «S». Есть предположение, что это производство кирпичного завода купца Скараманги, поскольку такие кирпичи попадаются вперемешку с другим клеймом И.А.С. (Иван Амвросьевич Скараманга),— предполагает Роман.

Еще одна интересная деталь коллекции — отпечатки следов животных на кирпичах: собак, кошек, коз, птиц. В момент между формовкой кирпича и его обжигом кирпичи просушивали на открытых пространствах. В этот момент живность, обитающая на дворах кирпичных заводов, и оставляла свои «росписи».

Отмечена особенность, что в Ростове, как правило, клеймили либо каждый кирпич, либо вообще не клеймили. Как исключение попадаются объекты, сложенные из кирпичей, где маркировали определенные экземпляры при производстве отдельных партий.

Также особенностью клеймения в нашем регионе является то, что штампы ставили на широкую сторону кирпича, которая называется «постель».  В Московской и Астраханской губерниях, например, клейма преимущественно ставили на короткий торец — тычок.
Еще один интересный факт: массово клеймить кирпичи стали во второй половине XIX века, после издания «Правил для единообразной выделки кирпича». В этом была практическая польза: в случае плохого качества можно было предъявить претензии конкретному производителю. Если же кирпичи были хорошего качества, это становилось своеобразной визитной карточкой завода.

Конечно, коллекция требовала показа. Роман был одним из первых в России, кто провёл выставку кирпичей. В 2008 году он представил авторскую арт-инсталляцию, уложив кирпичи на старинные кровати. 

Еще одна инициатива — недавнее издание первого кирпичного календаря. В нём каждая страница месяца — это отдельный кирпич, сохраненный на память из снесенного исторического здания Ростова. Так многие и познакомились с коллекцией Романа.

С кирпичом из здания водолечебницы доктора Рындзюна на Социалистической, 94 у Романа связана личная история. В 2009 году его хотели снести, однако с группой единомышленников из объединения «МойФасад» он смог провести градозащитную акцию. К зданию удалось привлечь внимание на федеральном уровне. В итоге администрация отказалась его сносить, а дом внесли в реестр ОКН.
В 2014 году это аварийное здание разобрали с обязательством воссоздания фасада. Проект пока заглох, а вот первый кирпич завода Епифанова попал тогда в коллекцию Романа.

В какой-то момент хобби переросло в предмет научного исследования. Сейчас коллекционер работает над каталогом кирпичных клейм Области войска Донского. В нем он расскажет историю каждого кирпича, а также об особенностях кирпичного строительства на Дону.
Возможно, в будущем коллекция станет частью экспозиции какого-либо музея, а вклад Романа будет отмечен в истории Донского региона.

Обсудим новость в Telegram?
Присоединяйтесь к обсуждению в нашем канале
Обсудить
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
DonDay » Общество » Ростовчанин коллекционирует уникальные кирпичи из исторических зданий региона
Яндекс.Метрика