Эльдар Пенс: Автостраховщики попали в ловушку, которую готовили другим

По мнению эксперта DonDay.ru автоюриста Эльдара Пенса, изменения в законе об ОСАГО, усложнившие жизнь тысячам автовладельцев, бьют бумерангом по страховым компаниям.
Эльдар Пенс: Автостраховщики попали в ловушку, которую готовили другим
Изменения в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступили в силу весной 2017 года. Спустя год нововведение начало распространяться на всех владельцев полисов ОСАГО. Согласно новым правилам страховые компании сами решают - отправить поврежденный автомобиль для ремонта на СТО или выплатить владельцу машины денежную компенсацию за повреждение транспортного средства.

Сотни тысяч обладателей полисов ОСАГО в России уже успели столкнуться с «прелестями», вызванными изменением в законодательстве. Только в Ростовской области в 2018 году более 10 тысяч автолюбителей, попавших в ДТП, обращались в страховые компании. О том, почему новый закон создал массу проблем автовладельцам, и чем это грозит страховщикам, которые столь активно лоббировали нововведение, рассказал ростовский автоюрист Эльдар Пенс.

- До апреля 2017 года для возмещения ущерба по полисам ОСАГО автовладельцам предлагался достаточно понятный порядок действий. Невиновный участник ДТП обращался в страховую компанию, эксперт оценивал размер ущерба. Автовладелец получал денежную компенсацию и сам решал, где и когда ремонтировать машину.

Новый закон дал право страховым компаниям самим решать, выдавать ли участнику ДТП денежную компенсацию или направлять машину на ремонт в мастерскую по своему выбору.

- Для чего это делалось?

- Официально – для борьбы с автомошенниками, которые устраивали подставные аварии и получали со страховых компаний возмещение. Но это только официально… На самом деле страховые компании лоббировали эту норму закона, чтобы избавиться от десятков тысяч исков от автовладельцев. Дело в том, что в 90% случаев эксперты страховых компаний в разы занижали реальный размер ущерба автовладельца, попавшего в аварию. К примеру, при реальном ущербе в 150-200 тысяч рублей страховщик мог предложить выплату в 40 или 50 тысяч. Разумеется, автовладелец, недовольный таким оборотом, обращался к независимым оценщикам. Получив на руки экспертную оценку, он подавал иск в суд. Представьте себе, что 99% таких исков выигрывали. Но после решения суда страховая компания выплачивала не только реальный размер иска, но и компенсировала стоимость услуг автоюриста, который представлял интересы истца в суде. На подобного рода делах специализировались тысячи юристов в стране. Когда нормы изменились, мы сразу же назвали этот закон «законом против автоюристов».

Страховые компании решили, что, получив право самим решать, платить компенсацию или направить машину в ремонт, они избавятся от бесконечных судебных тяжб…

- С какими проблемами сталкиваются участники ДТП после изменений в законодательстве?


- Страховые компании по-прежнему пытаются экономить на выплатах. Не важно, получит деньги автовладелец или станция техобслуживания, на которой автомобиль ремонтировали. Но теперь уже СТО, получившая минимальную сумму за ремонт, пытается отремонтировать поврежденную машину как можно дешевле. Работы, как правило, проводят некачественно. К примеру, восстанавливаются детали, которые подлежат замене. Недавно я разбирался с ситуацией, когда после такого «восстановления» от автомобиля буквально отваливались куски. Оказывается, ремонтники, вместо того чтобы заменить деформированные детали кузова, просто замазали все толстенным слоем шпатлевки и покрасили сверху. Этот слой местами доходил чуть ли не до 7-8 сантиметров. Другой случай произошел с дорогим «Мерседесом» Е класса. Машину красили едва ли не коленках. Результат - цвет бампера совершенно не совпадал с цветом кузова.

- Как быть автовладельцу в таких ситуациях?

- Участники ДТП, недовольные ремонтом автомобиля, отправляют машины на экспертизу, а затем предъявляют претензии страховщикам. Если претензии обоснованны, машину направляют на повторный ремонт. По закону у СТО на устранение недостатков есть 40 дней. Получается, что с учетом первого ремонта вся процедура восстановления машины может длиться до 80 дней. То есть водители рискуют остаться без автомобиля почти на три месяца.

- Какие еще негативные моменты у нововведения?

- По законодательству автовладельцев могут направить в СТО, расположенную на расстоянии до 50 километров от их места жительства, что очень неудобно. Кроме того, потребителей резко ограничили в правах. После ДТП они обязаны восстановить поврежденную машину. До нововведений автовладелец сам решал, восстанавливать разбитую машину или продать ее в таком виде. Надо понимать, что компенсация страховой компании – это не деньги на ремонт, это возмещение полученного в результате ДТП ущерба. А как воспользоваться этим возмещением, человек решает сам. Может, он захочет купить новый автомобиль. Это его право. Теперь же его ограничили в этом праве.

- Вы говорили, что страховщики лоббировали изменения в законе, чтобы избавиться от многочисленных исков и сэкономить на выплатах. Добились ли они своего?

- На какой-то короткий промежуток времени - да. Но теперь ситуация бумерангом бьет по их же интересам. По моему мнению, закон принимался не для борьбы с мошенниками, а для ограничения возможностей организаций, которые представляют интересы потребителей в судах. Те же автоюристы взыскивали со страховых компаний достаточно крупные суммы. Естественно, страховщиков такая ситуация не устраивала.

Сейчас страховые компании начинают понимать, что работать в рамках обновленного закона для них невыгодно. Многие станции техобслуживания отказываются ремонтировать машины за предложенную сумму. И страховщики вынуждены платить еще больше. Кроме того, дополнительные убытки компаниям приносят повторные восстановительные ремонты. Получается, что страховщики пролоббировали закон и сами оказались в его ловушке.

- Действительно ли изменения в законодательстве помогли справиться с мошенниками?

- Нет! Надо признать, что у мошенников сократились способы для обмана. Но они остались. И профессионалы в деле обмана все равно продолжают свою незаконную деятельность. Тем более что в законе по-прежнему остались возможности получать страховые выплаты. Например, когда сумма ущерба превышает 400 тысяч рублей или транспортное средство принадлежит юридическому лицу. Также деньги выделяются, если автомобиль или его собственник зарегистрированы в другом государстве или при наличии инвалидности у автовладельца.

- Какие перспективы у принятой нормы?

- Думаю, вскоре страховщики сами откажутся от практики направления машин на ремонт и вернутся к страховым возмещениям. Это проще и выгоднее им же. А норма просто станет мертвой. Уже сейчас страховые компании стараются заключать мировое соглашение с клиентами и выплачивать им сумму, необходимую для ремонта.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться - чтобы никто не мог писать от вашего имени

Мы не публикуем:

- комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного и национального характеров

- комментарии, в которых есть ссылки на другие интернет-ресурсы

- комментарии, не имеющие отношение к данной теме

- комментарии, содержащие нецензурные слова и выражения

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ
Топ 10 комментируемых
Главная
© 2016 - «DonDay» Все права защищены
Свидетельство о регистрации СМИ
ЭЛ № ФС77 - 68624 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 03.02.2017 г.
Учредитель: Налбандян С.А.
Главный редактор: Налбандян С.А.
Эл.почта редакции: glavred@donday.ru
Телефон редакции: 8(863)236-46-00, +7(950)852-20-20
  • Яндекс.Метрика
  • 18+